События

 
 
Австралия1

Интервью атамана Сводно-казачьей станицы Австралии М. Овчинникова по итогам встречи посла России А. Павловского в Генконсульстве России в Сиднее

13 июня в здании генерального консульства России в Сиднее состоялась встреча посла России в Австралии Алексея Павловского с представителями общественных организаций российских соотечественников. Вел встречу первый секретарь посольства России А. Чирва.

Посол А. Павловский и секретарь А. Чирва. Фото «Единение»

 

Посол А. Павловский разъяснил свое видение перспектив развития сотрудничества между посольством и русскими общественными организациями заявил, что просит не прикрываться именем посольства, и что посольство само будет решать с кем ему работать, и просит не оказывать на него в этом вопросе давления, а также посольство не будет выступать в качестве арбитра в конфликтных ситуациях между организациями соотечественников. Помощь будет оказываться только реальным проектам, которые принесут действительную пользу соотечественникам в Австралии и российским интересам.

Потом было предложено кратко рассказать членам присутствующих организаций о своей деятельности. Выступили представители русских школ, театра, русских творческих объединений, скаутов, средств информации. В том числе основатель и директор 1-го Русского музея в Австралии и атаман сводно­казачьей станицы Михаил Овчинников, рассказавший о деятельности Сводно­казачьей станицы и 1-го Русского музея в Австралии.

Австралия2

Представители организаций российских соотечественников на встрече с послом А. Павловским. Фото «Единение»

 

По окончании встречи Михаил Овчинников дал небольшое интервью Вестнику комитета 1-го Русского музея в Австралии.

Михаил Овчинников, в частности, сказал:

«Новый посол правильно сделал акцент на конкретные, важные и значимые для всей русской общины Австралии дела. Это открывает новые перспективы и

новые возможности. Например, сводно-казачья станица и 1-й русский музей в

Австралии прямо могут сказать - сделано на последние годы очень много. Создан Русский музей в Сиднее, в нем действуют 3 секции: старообрядческая, казачья и, условно, харбинская.

Музей охватывает историю русской общины в Китае и Маньчжурии, а также в Австралии с начала 20 века вплоть до современности. Кроме того, в 2013 г. нами был организован и проведен 1-й Русский казачий бал. Сколько было противников, были даже люди у нас здесь в Сиднее, кто прямо поставил задачу - сорвать этот бал. Но ничего у них не вышло. Народ понял за кем правда и пришел к нам. На первом балу было более 200 гостей. В этом году проводился 2­й русский казачий бал, и опять со стороны некоторых наших соотечественников были попытки помешать его проведению.

Вместо того, чтобы работать вместе над сохранением исконных русских традиций совместного отдыха, были люди, которые хотели бы нанести ущерб балу. Однако бал состоялся, и собрал в этом году еще больше участников - более 300 человек. Как видим. Интерес к русской культуре и нашей деятельности среди австралийской общественности неуклонно растет.

Австралия3

Выступление М. Овчинникова в генконсульстве РФ в Сиднее

 

Совместно с неравнодушными и заинтересованными в развитии русской культуры людьми мы проводим в Австралии фестиваль играй гармонь. Фестиваль начался в Мельбурне, затем продолжился в Голд Кост и заключительный концерт будет вечером 16 июня в Сиднее. И опять были

попытки сорвать это важное в культурном плане событие. Но русская культура

снова победила - фестиваль проходит при доброжелательном и заинтересованном внимании публики.

Посол А. Павловский совершенно верно принял решение не участвовать во внутренних неурядицах внутри русской общины Австралии, но поддерживать полезные всем инициативы.

Однако отрицать то, что на сегодняшний момент русская общественность и организации Австралии не имеют единства и часто недоброжелательны друг к другу - значит отрицать очевидные факты.

В прежние, имею в ввиду, советские времена, общественные организации российских соотечественников в Австралии практически всегда выступали вместе и сплоченно, разногласия между ними были нечастым явлением. Русская диаспора в Австралии в тот период была примером всему миру в деле сплоченности, дружбы и успешной работы ради общего дела.

Однако сейчас ситуация сильно изменилась. С того времени, как Российская Федерация стала оказывать финансовую помощь организациям соотечественников за рубежом, между ними возникли многочисленные конфликты и разногласия. Не были понятны критерии финансовой поддержки Россией тех или иных организаций, расходование средств организациями на месте в Австралии было непрозрачным, общественность не знала и до сих пор не знает каким образом и насколько эффективно расходовались выделенные Россией на поддержку соотечественников средства. Совершенно очевидно, что появилась конкуренция между организациями за возможность получить финансовую поддержку от России.

Новый посол очень хорошо сказал на встрече, что посольство России с этого момента не будет вмешиваться в дела общественных организаций, и не будет арбитром в конфликтах между ними. Принцип равной удаленности, или точнее, равной приближенности ко всем сейчас очень актуален. Не надо выделять

«приближенных» и «отдаленных». Как мы поняли, не будет уже принципа:

приближенным - все, а другим - ничего. Надеемся, что теперь будет действовать принцип равенства и равного доступа в помощи со стороны Российской Федерации. Надеемся, что и на большую культурно-просветительную деятельность 1-го Русского музея и сводно-казачьей станицы в Австралии будет обращено должное внимание.

Австралия4

Беседа М. Овчинникова с послом РФ в Австралии А.В. Павловским в зале генконсульства в Сиднее

 

Одна из важных проблем на сегодняшний день — это казачий вопрос в Австралии. С позиции сегодняшнего дня стало очевидно, что в казачьем вопросе были допущены крупные ошибки, как со стороны самих австралийских казаков, так и со стороны соответствующих организаций в России. Казачество Австралии за последние годы пережило череду острых кризисов и нестабильности. К сожалению, в казачьей среде нашлись люди, которые поставили свои личные интересы выше общеказачьего дела. К сожалению, они сумели ввести в заблуждение даже Российскую Федерацию. Однако ничего кроме бесконечной и бесплодной полемики в созданных ими средствах информации, выяснения отношений, оскорблений, крайне опасных политических заявлений и действий, а также нецелевых трат очень значительных средств, деятельность этих деструктивных сил в среде казачества не принесла. Нам, старым казакам, очевидно, что надо оставаться верным казачьим традициям, а не придумывать новые и небывалые. Казачьи станицы в Австралии насчитывают более 80 лет истории. И сейчас казаки Сиднея, Мельбурна, Аделаиды, Брисбена и других мест пришли к заключению, что необходимы не споры и склоки, а объединение казачества. Необходимо возродить общий казачий Союз в Австралии, и, в перспективе, охватить этим движением и другие казачьи станицы по всему миру.

Насчет ближайшего будущего могу сказать, что в самое ближайшее время на основе 1-го Русского музея в Австралии будет строиться новый Русский центр. На это благородное дело я лично уже выделил 2 млн. долларов. В составе центра будут действовать: расширенный 1-й Русский музей с библиотекой, книжной галерей и читальным залом, конференц-зал, небольшая гостиница и часовня. Посещение центра и пользование его возможностями будет бесплатным. На такие проекты надо направлять свои финансовые и интеллектуальные усилия, а не на склоки и ссоры. Общее дело должно объединять русских людей в Австралии. Россия и российские дипломаты в нашей стране, как мне думается, не должны оставаться в стороне от такого большого общего дела.

В самом ближайшем будущем в музее мы будем проводить встречу с обществом по сохранению культуры народа элосы (русско-китайские потомки) и по подведению итогов 2-го Русского казачьего бала и фестиваля «Играй, гармонь!». Встреча пройдет в здании 1-го Русского музея в Австралии 23 июня 2019 г.».

Интервью взял к.и.н. В.В. Тимофеев, 14.06.2019 г., Сидней

Комитет 1-го Русского музея в Австралии

14 июня 2019 г.

 


Управа до и после ремонта 3

Home Sweet Cossack Home

165 years earlier

Fort Verny started as fortress on a strategically located site of a nomad camp dating back to the late Middle Ages to protect the land from the invasion of the Kokand Khanate, which had its own claims to the Kazakh land.

Renowned Russian military engineers Arcady Telyakovsky and Eduard Tolteben had built the fortress on the Maly Almaty riverbank with ramparts, powder cellars, barracks, storehouses for weapons, ammunition, and food by autumn 1854. In 1855 a first prayer house was built a few hundred miles up the hill. It was later rebuilt into a Cossack church as a Cossack Headquarters were built there around 1902.

Nowadays

 

The former fortress is one of the historical monuments of Almaty – abandoned, ignored, and as a result decaying fast. Over the years, neither the Soviet nor the post-Soviet local agencies have been able to tackle its issues. At times when some memorial dates were approaching, they were undertaking pains to restore it, to invite the UNESCO representatives to register the complex as a national heritage (the letter was made but, presumably never sent), even succeeded in putting it on the list of complexes under the local government protection. The work has stopped here since 2004, and most of the buildings of the complex have now been lost. The four remaining are in desperate state…

In contrast to the Fortress Vernoe fate, the Cossack HQ managed to survive, housed schools, Soviet era cultural centres and clubs with little to no care from the local authorities. Until by 2000 it was drawn to a pitiful state.

In 2006, as Yuriy Zakharov was elected Ataman-in-Chief of the Kazakhstani Cossacks the Semireks addressed him with an appeal to help to preserve the historic building in memory of the people who protected the rich Semirechiye land from Kokands and turned it into orchards. The building was in such a poor state that the authorities decided to demolish it and sell the tiny piece of land at auction.

Управа до и после ремонта 2

Owing to a successful work of the new Ataman the building was leased to the Cossacks free for 49 years. Obviously, the Cossacks did not have resources anywhere near the amount required for the full restoration. It was the Ataman who helped in this issue again. In 2012, in the restored historical building of the Cossack Government of Verny, the State Cossack Cultural Center opened its gates and doors to all the members of the NGOs. This was a big event not only for the Cossacks, but also for all Almaty residents and citizens of Kazakhstan, who received another beautiful attraction.

Управа до и после ремонта 6

Even if it has been visited by many well-known guests from near and far during these 7 years, the Cossack Cultural Center is not just a cultural landmark. Its buzzing with people, and activities seven days a week. Much work is being done to revive the Cossack and Russian culture and traditions. The Center is a home for many creative, musical, and sports teams, it has a museum, a library, a computer class and much more. The center hosts events of the Semirek Cossacks and the Almaty branch of the Russian Community of Kazakhstan, forums of the Coordination Council and of the World Union of Cossack Atamans.

Управа 2012 15

“ATAMAN”

In 2014, Ataman was organized under the auspices of the Cossack Cultural Center by the late Tatyana Petrovna Trubacheva. For a couple of years, she had been scrupulously and tirelessly looking for children aged 8 - 16 who were willing and able to sing and love Russian and Cossack folklore. A real professional she did a great job. Since then, the "Ataman" managed to win the love of the audience. The ensemble performs at all events of the Russian community, krugs and gathering of Semirechie Cossacks, takes part in events organized by the Assembly, performs in the House of Veterans, orphanages, festivals in Almaty and Bishkek.

Ataman

“Semirechie Rainbow"

The school of traditional Cossack physical culture " Semirechye Rainbow" was founded in April 1992 by the Comrade of the Ataman-in-Chief Cossack colonel Sergey Vasilyevich Mashkantsev. Much work has been done to systematize and revive the traditional physical culture of the Cossacks. This knowledge is tested at regular training sessions at the Cossack Cultural Center and in the fields all around vast Kazakhstani steppes. More information about the work of school mentors can be found at www.kazakrs.org.

Cossack Shermitsy

The traditional physical culture of the Cossacks includes both general physical training and special Cossack training, i.e. Shermitsy. This includes martial arts, using shashka (saber), lance, and bow, riding a house. The Cossack train here in the Centre every Sunday – rain or shine!

Slavic craft workshop and folk band “Zhiva”

The workshop was organized by Olga Yurievna Vasilevskaya in the autumn of 2014. The main task of the workshop is to preserve and popularize Slavic crafts, to study, share and popularize the traditions and customs of the Russian people. In our classes, the workshop participants learn to make traditional dolls, sew folk outfit, weave belts, write painting traditional Pysanky Easter eggs, and also study folk dance and singing. The Workshop is currently working on several projects: "Grandma's little box" - a traditional doll.
"Kostolomka" - a traditional dance.
"
Clothing etiquette" - tailoring a traditional costume.
"Slavic style" - tailoring stylized clothing.
“Chatter boxes” is a project created for live communication of participants both on various abstract topics.

“Sudarushky Club”

The history of the creative workshop begins in August 2014, when the ladies of the Almaty branch of the Russian Community of Kazakhstan announced the start of the club. The workshop is open for ladies who love creativity. They engage in knitting, beadwork, embroidery, drawing, modeling and other types of needlework. The friendly team of the Club participates in all the activities of the Russian Community: prepares props, writes posters. Each November they hold “Russian Matryoshka” festival, with lots of handmade Russian costumes and kokoshniks. The creative workshop is open to everyone.

IMG 9630

Library, Computer and Linguistic Class

The Cossack cultural center revives the culture and traditions of Russian and Cossack people, and think about the future. There is a library, a computer and linguistic classroom, where training courses are organized in Kazakh, Russian and English. We offer computer literacy courses, lectures and seminars on various topics. Additionally, Russian universities used to hold preparatory courses and entrance exams in the Centre.

The library of the Center has several thousand books on various topics, including the history of the Cossacks, history of Russia, Kazakhstan, fiction of Russian and foreign authors and classics. All the books were donated by our members and guests. A computer class, albeit small, is equipped with the most modern equipment, i.e. computers, a video projector, an interactive whiteboard, a portable screen, a flipchart.

Museum of Cossack History, Hostel, and Restaurant

The pearl of the Cossack Cultural Center is its Museum of the Cossack History. Since the first day we have been collecting items of antiquity, of Cossack life, old and modern photographs of the Cossacks, Cossack traditional outfit kindly presented to the museums by the Cossacks and their families, musical instruments and much more. There is even a small replica of the Cossack Hata (room) with 100% authentic items.

Cossacks are very hospitable people. We have three small but cosy rooms for our guests arriving from other cities and countries. And yes, sure this accommodation is free.

Well then, after a long walk in the surroundings and in the Centre, after having listened to the Cossack singing, and taken a traditional Cossack Dance anyone might feel like having a bite.

Then you are welcome to the Cossack restaurant "Ataman". Here you can try authentic Cossack dishes prepared according to the old recipes, drink a strong camp tea.

Many Cossacks, and other Almaty residents and guests say they feel safe and relaxed owing to a special aura reigning in the building.

God bless the Cossacks! God bless all good people!

 


Подолян Виктор

Вечная память великому человеку

На 68 году ушёл из жизни талантливый музыкант, профессионал высшей категории, пропагандист народной русской и казачьей музыкальной культуры ПОДОЛЯН Виктор Иванович.

          Свой путь в мир музыки Виктор Иванович начал, окончив обучение в Петропавловском музыкальном училище. Следующей ступенью его профессионального роста стало получение высшего образования в Челябинском институте культуры. Полученные знания были реализованы в период службы в рядах Советской Армии в Ансамбле песни и пляски в Приволжском военном округе. После демобилизации он продолжает обучение в Уфимском институте искусств по классу баяна. По возвращении в родной Петропавловск в 1978 году, Виктор Иванович вместе с супругой Альфиёй Васимовной и дочерью Еленой работают преподавателями по классу баяна и дирижёрами. Расширяя свои профессиональные знания, Виктор Иванович оканчивает Московский институт имени Гнесиных. Талантливого музыканта приглашают в петропавловский Дом культуры железнодорожников, где он и работал до конца своей жизни.

          С 1984 года Подолян В.И. руководит одновременно хором в Токушинском совхозе Северо-Казахстанской области, и вскоре этот коллектив получает звание «Народный». Но на этом Виктор Иванович не останавливается и, повышая свой образовательный уровень в 1994 году заканчивает Российскую академию музыки.

С 1996 года он становится бессменным руководителем хора русской и казачьей песни «Звонница». Хор зарекомендовал себя лучшим музыкальным коллективом города, имеет звание Народного, лауреат множества конкурсов в Казахстане и России.

За свой вклад в развитие музыкальной культуры Подоляну В.И. присвоено звание «Лучший деятель культуры Казахстана», а также присвоены общественные награды казачьих организаций, почетные грамоты и благодарности.

Всемирный Союз Казачьих Атаманов, Координационный Совет русских, казачьих и славянских организаций Казахстана, Союз казачьих общественных объединений, Русская община Казахстана, общественность города, многочисленные поклонники творчества Виктора Ивановича искренне скорбят о его кончине, незаменимой утрате замечательного человека и великого музыканта.

 


Лиенц

Памяти казаков и казачек, репрессированных и убиенных

 

Где каменистый берег очень крут,

 

 

Раз в год, в одну и ту же дату,

Рядами тени казаков встают,

Что головы сложили здесь когда-то.

Те, что погибли не в лихом бою,

Поднялись во весь рост из мрака тлена.

Все те, кто Честь не предали свою.

Под пулемётами не встали на колени.

Террору красному, троцкистским палачам

Не подчинились, выбирая вечность.

Внимать не стали дьявольским речам,

Жалели лишь, что жизнь так скоротечна.

Что не смогли Отчизне послужить,

От напастей её оберегая,

Но верили - Россия будет жить.

Только не их Россия, а другая...

Какая бы ни шла о том молва,

И правду не старались скрыть красиво,

Память в народе по сей день жива

 

О них, великих воинах России. 


Кумарская битва

Кумарская битва: как 500 русских казаков победили 10-тысячную армию Китая

Некоторые считают, что территории в Сибири и на Дальнем Востоке России достались «просто так», почти задаром, а потому мало ценят эти земли. Но на самом деле просторы российские были приобретены ценой тяжелых потерь, в ратных подвигах и тяжелейших трудах казаков и промышленников. Кумарская битва русских с огромным войском империи Цинь стала настоящей демонстрацией героизма казаков, которые были готовы пожертвовать собой ради царя, веры и товарищей — земледельцев Албазина.

Онуфрий Степанов — «царский» человек

Произошла битва в 1655 году на реке Кумаре (Хумархэ) через два года после того, как был арестован атаман Ярофей Хабаров. Обстановка в Приамурье складывалась тяжелая: маньчжуры готовились навсегда поставить точку в появлении на Дальнем Востоке русских, разгромив Албазин и заняв Нерчинск, и услышав про отсутствие «грозного Хабара», активизировались. Против русских выступали даурцы и дючеры — оседлые тунгусы. И неизвестно, чем бы закончился их поход, если бы не атаман Онуфрий Степанов, вставший во главе казаков.

О Степанове известно очень мало, а то, что известно, — довольно таинственно. В то время ему было около 30 лет, был он крепок и силен, слыл мастером рукопашного боя, состоял в личной переписке с царем Алексеем Михайловичем. В отряде Хабарова появился не сразу, а с подмогой, которую Хабаров привел на восток осенью 1650 года. Очевидно, Степанов был профессиональным военным, превосходно знал фортификацию и артиллерийское дело, а кроме этого, имел авторитет и был образован.

Первое столкновение

Как указывают в статье «Кумарская битва» географы Вячеслав Геннадьевич Шведов и Алексей Николаевич Махинов, Степанову приходилось то и дело вступать в стычки «с дючерскими мужиками», а в 1554 году в низовьях Сунгари атаман проявил удаль, напав на лагерь армии империи Цинь, в котором находилось не менее 3000 человек. Очевидно, казаки, сплавляясь на дощаниках, случайно напоролись на маньчжур и другого выхода у них не было.

Схватка была настолько жаркой, что казаки вмиг выбили маньчжур из стругов, захватили пристань, а противник был вынужден укрыться на земляным валом лагеря. Казаки захватили много оружия и пленных, сожгли корабли противника и пристань, погрузились на дощаники и отплыли восвояси.

На армию империи Цинь они произвели такое впечатление, что после их отхода маньчжуры спешно снялись с места и отошли на юг. Однако терять данников маньчжуры не хотели и стали готовиться к битве. Благодаря знаниям и смекалке атамана Степанова битва эта состоялась в месте, которое было максимально неблагоприятно для маньчжур.

Главное — укрепить острог

Вместо того, чтобы отступить в Албазин и ждать неприятеля там, Степанов решил дать отпор в устье реки Кумары, где уже стоял городок, поставленный Хабаровым. Как человек военный, он понимал, что в случае нападения на Албазин маньчжур казаки могут потерять урожай, который выращивали земледельцы. Остаться без хлеба в планы Степанова не входило, и он в два месяца укрепил Кумарский острог так, что взять его было невозможно, а пройти мимо — не получалось. Вокруг были горы, реки Амур и Кумара простреливались из острога, а единственная сухопутная дорога шла через Хинганское горло — узкую долину между хребтами, и выходила снова к Кумарскому острогу.

510 казаков под руководством Степанова на большом земляном валу возвели крепостные стены в двумя рядами бойниц, с «быками» (башнями). Изнутри стены заполнили камнями и землей — «хрящем», а изнутри укрепили насыпью. Крепость была окружена рвом шириной в две сажени, огорожена рядами острого частокола, между которыми был насыпан «чеснок железный опотайный» — острые железные шипы.

Но и маньчжуры пришли не с пустыми руками. Ядро десятитысячной армии генерала Минъандали составляли маньчжуры — они были командирами и артиллеристами, основную массу составляла китайская пехота, но были монголы, дауры и дючеры. Вооружены маньчжуры были по последнему слову техники. Как писал царю Степанов, у китайцев были боевые «арбы», защищенные железными щитами и снабженные лестницами для взятия стены, были передвижные укрепленные штабы — «гуляй-города»», «огненные стрелы» и 15 пушек. У Степанова было всего три пушки.

Битва

Армия Минъндали подошла к острогу 13 марта 1655 года и застала за его стенами отряд лесорубов. Большинство из были убиты, но Степанов отбил несколько товарищей.

Маньчжуры начали переговоры — казакам сулили золото и должности, но предателей не оказалось. Тогда китайцы обрушили на русских мощь артиллерии. С 15 по 23 марта по крепости было выпущено не менее 700 ядер, обстрел продолжался круглосуточно, но видимого ущерба не нанес.

24 марта враги пошли на штурм, но приблизиться к крепости им не удалось. Тогда генерал Манъандали бросил на штурм всю пехоту и добился обратного эффекта — солдат было слишком много, они сгрудились под стенами и стали мишенью для казаков. Степанов понял, что командование в армии врага затруднено, и пошел в атаку.

Эффект от вылазки казаков потряс маньчжур, и они обратились в бегство. Ведению боевых действий мешала разноязычность: монголы не понимали китайцев, китайцы — маньчжур, а дауры — и тех и других. Казаки пробились через толпу в лагерь Манъандали, подожгли часть осадных орудий, захватили две пушки и без особых потерь отошли в крепость. После неудачи Манъандали простоял под стенами крепости неделю, пытаясь вступить в переговоры, а 4 апреля громадная армия империи Цинь развернулась и с позором отправилась домой.

Казаки напоследок захватили 30 пудов пороха и больше 700 пушечных ядер, а враги были настолько расстроены неудачей, что сами сожгли осадные орудия и «пометали в воду куяшную одежду» (доспехи). Так непобедимая империя проиграла битву горстке русских людей.

В России исход сражения произвел фурор. А народ сложил о битве балладу «Во Сибирской во украйне, во Даурской стороне», в которой пел о событиях, произошедших на Кумаре. Жизнь Онуфрия Степанова оказалась короткой — он погиб в 1658 году в бою на Корчеевской луке ниже устья Сунгари. Вместе с ним там погибли еще 270 казаков, — об этом в статье «Российские землепроходцы в Приамурье» указывает историк Анна Ивановна Коваленко.

Майя Новик