Корни одного дерева

События

 
 

Корни одного дерева

Корни одного дерева

С интересом прочитал статью В. Суханова в № 9 (115) «О происхождении русов».

Я по первому образованию историк-этнограф, по второму – биолог-охотовед, работал на просторах СССР, от Сахалина до Молдовы, в системе исследования флоры и фауны, попутно изучал обычаи и традиции народов Евразии, кочевую и лесную цивилизации малых народов.

Как этнограф могу сказать, национальные традиции, обряды, уклад жизни, хозяйственная деятельность человека очень мало меняются даже на протяжении веков, если нет давления огнём и мечом. Ислам и православие постепенно, на протяжении столетии, были внедрены в среде народов Евразии не путём народного волеизъявления, то есть не снизу, а сверху, через власть предержащую: ханов, князей, бояр и т.д.

Так что религию я не буду трогать, моя статья об исходных данных происхождения быта и обрядов, из которых можно сделать вывод, что все мы евразийцы – корни одного дерева.

Важными вехами жизни человека являются рождение ребёнка, сватовство и женитьба, похоронный обряд. Афанасьевская и андроновская культуры были прежде всего культурами открытых пространств, номадов Евразии. Из археологических раскопок (урочище Ботай Акмолинской области и Аркаим Челябинской области России) установлено, что у андроновцев существовало три типа лошадей, аргамаки – верховые скакуны, казанаты – боевые кони, рабочие лошади мясомолочного направления, в хозяйстве содержали верблюдов, овец, культовых горбатых коров, пили кумыс, шубат, занимались плужным земледелием, охота и рыболовство имело вспомогательное значение. Примерно 3-3,5 тыс. лет назад в охоте начали использовать приученных гепардов и ловчих птиц.

В III-IV веках н.э., в основном с появлением на исторической арене гуннов – конных номадов, славянские племена лесной зоны от Ярославля до Киева отгораживаются от степной зоны засекой поваленных деревьев, вершиной в сторону степи, эта была плотная стена сучьев и кустарников протяженностью до тысячи километров, фрагменты такой засеки сохранились до сегодняшнего дня в лесах Смоленской, Тульской, Ярославской областей. Назывался тот край «Засечной Русью».

Из археологических раскопок поселений древних славян установлено, что они занимались ограниченным мотыжным земледелием (для этого выжигали лес), собирательством, охотой и рыболовством, в качестве тягловой силы использовали приученных лесных лосей и низкорослых, толстоногих, мышиной масти лошадей (это хорошо показано в фильме «13-тый воин»). На стоянках не обнаружены следы круглогодичного использования лошадей, употребления в пищу кумыса.

Несмотря на различие хозяйственного быта, торговые отношения между лесной и степной зоной постепенно увеличивались, а традиции отправления обрядов по случаю рождения детей, свадебные и похоронные, были почти идентичны.

При рождении ребёнка, на сороковой день стригли ногти, волосы, меняли нательную рубашку, купали новорожденного в воде с серебреными монетами и бараньими костяшками (или козьими – у славян), чтобы ребёнок был богатым, затем омывали в чистой солёной воде. Этот обряд я видел 1987 году в селе Тульской области среди русских (колыбельный праздник семьи Тишиных). Он практически в первозданном виде сохранился среди тюркских народов до наших дней. У казахов этот обряд называется «шілдехана» или «бесік той», в нем участвуют только женщины.

Следующий важный обряд «посадка на коня» у казаков, у казахов и кочевых тюрков называется «ашамайға отырғызу», для этого специально изготавливали детское седло «ашамай», отец или дед сажал мальчика в это седло, беря коня под уздцы, обходил соседей, друзей и родственников, созывая гостей в честь этого мероприятия.

Согласно педагогике народов Евразии дети в возрасте 5-7 лет должны приучатся к хозяйственно-бытовым работам семьи, рода, поэтому важным жизненным обрядом является «постриг отрока», голову выбривают, оставляя чуб у казаков, русских и у казахов. У тюрков обряд именуется «айдар қойю». По обряду оставляют чуб (кекіл) на лбу, «айдар» - хохолок на макушке, «тұлым» - волосы на висках, остальную часть головы выбривают. В памяти ребёнка это событие остаётся надолго, а все родственники и весь посёлок уже смотрят на мальчика как на члена общины с правом голоса.

У казахов с тринадцати лет (первый мүшел) мальчика считают хозяином дома и своего слова и могут женить, говоря при этом «он үш жаста - үй иесі», то есть «в тринадцать лет – хозяин дома».

Постригают также хвост и гриву годовалого стригунка, которого дарят родственники в честь этого важного события в жизни ребёнка. С этого момента мальчик или девочка учатся жизненным премудростям, помогают родителям в хозяйстве, охотятся и рыбачат.

В наше время традиции воспитания детей дедушками, бабушками и через общину исчез с разрушением патриархальных отношении.

У наших дальних родственников по языку, индейцев северной Америки, дети до пяти лет не имеют имени, а зовутся общим именем «ути». В резервациях детей 5-7 лет родители отправляют в лесную школу стариков и бабушек, через год дети проходят обряд взросления и получают имя, проходя обряд очищения у шамана и обсуждения имени на совете старейшин, с этого времени он может танцевать у костра племени и посещать родовой совет.

У евразийцев почти одинаков был и похоронный обряд. Покойника перед захоронением омывали, в могилу у изголовья тюрки клали дерн из первого среза земли под могилу (ақым топрақ), а славяне посыпали тело покойника в гробу могильной землёй, каждый из участников похорон бросал в могилу горсть земли (у тюрков горсть земли все кладут на лопату, а затем эту землю опускают в могилу рядом с покойником), раздавали отрезы материи (у тюрков этот обряд называется мүше жыртыс), три дня в доме покойника после похорон горела свеча (у тюрков этот обряд называется шырақ жандыру), затем устраивали тризну с забоем крупного рогатого скота и лошадей. Поминки по усопшим устраивают на третий день в кругу семьи и друзей, затем у славян поминают на девятый день со дня смерти (у тюрков считают семь дней со дня похорон), затем поминают на сороковой день, потом поминают годовщину (у тюрков эти поминки называются ас).

Хочу поправить автора статьи «О происхождении русов», господина В. Суханова. Во времена Чингисхана в степях нынешней Монголии проживали тюркоязычные племена, из которых 4% были ойратские племена, сам Чингисхан говорил на тюркском языке (динлинском языке). Жалаиры, кереиты, найманы, аргыны (теле - один из родов племени аргын Алтая), кыргызы, конраты, как тюрки, имеют родоплеменную тамгу и тотемных животных, монголы – как средневековые, так и нынешние, в XXI веке, этих символов не имеют. ( А.Г. Оловинцов « Тюрки или монголы? Эпоха Чингисхана», К. Закирьянов  «Чингисхан. Сокровенное сказание казахов») Большую часть воинов Чингисхан увёл вместе с собой завоёвывать западные земли, осталась только малая часть, постепенно пустующие степные пространства заселили тунгусо-маньчжурские племена из гор Хингана, два тумена слились с пришлыми маньчжурами, четыре тумена откочевали на север, в тайгу, на этом передел степного пространства между горами Тарбагатая и Хингана закончился.

Что касается объединения огузов-кыпчаков, туркмен, моего племени уйсун, это индоевропейские племена ариев. От огузов произошли туркмены и сельджуки, азербайджанцы, предки нынешних турок, из племени уйсуней – дулу (дулат) произошли болгары, основатель Болгарского государства на Балканах хан Аспарух объединил славян и тюрок против византийцев, об этом есть художественный фильм «хан Аспарух» (производства София, Болгария), параллельно в степной зоне юга славянских земель строили своё государство аланы (осетины), балкары северного Кавказа и нынешние булгары-татары, башкиры низовья рек Волги и Урала. В истории было два гуннских объединения: восточные гунны, жившие между гор Тарбагатая и Саян, они разбили семиреченскую империю уйсуней в IV веке н.э., затем откочевали на запад, в нижний бассейн рек Волги и Урала, там основав западное государство гуннов, завоевали восточную Европу и Византию, это предки нынешних венгров (мадьяр).

Корни одного дерева 3

При династии Рюриковичей Русь браталась со степью, вместе ходили на общего врага, с приходом к власти дома Романовых, особенно во времена Петра I, отношения со степью и казачеством юга России испортились, с царствованием императора Александра II, наоборот, началась политика оказачивания окраин империи, без ущемления вероисповедования подданных, казачество получало привилегии и общинные земли.

А теперь, в связи с вышесказанным, думаю, читатель сам определится, из какой он культуры. Нынешним славянам очень нравится причислять себя к европейской культуре, быть европейцами, а Европа до сегодняшнего дня считает русских азиатами, венгры, начиная с 2010 года, каждые два года, проводят у себя курултай мадьяр, на который приглашают тюрков Евразии, тем самым подчёркивая, что они по происхождению азиаты. Восток – есть восток, Запад – есть запад, география и биография истории славян этому подтверждение. Пора, браты, определяться, что мы – ЕВРАЗИЙЦЫ, КОРНИ ОДНОГО ДЕРЕВА, как говорил поэт А. Блок – СКИФЫ МЫ!!!

 

Шапрашты Асылхан би (Артыкпаев), полковник СКС