Полотна Искупления

События

 
 

Полотна Искупления

Бурейченко Николай Ив 2 3608388

В такой манере предстают для нас картины православного художника Николая Бурейченко

Молодые коллеги этого признанного мастера живописи уже давно меж собой зовут его классиком. Такая оценка дает очень емкую характеристику этому человеку. Но также думают и его почитатели, любящие картины Бурейченко за необычный реализм, проникновенность в натуру, высокую философию, тонкую и пронзительную психологичность образов. Может, поэтому в последнее время среди этих образов все больше библейских…

Он окончил Ленинградскую Академию живописи и ваяния имени Репина в 1958 году. Предкавказские  степные просторы, в которых прошло детство, пережитая немецкая оккупация, учеба в Академии, творческие искания в стенах Троице-Сергиевой лавры, многочисленные поездки по России, многим странам и Святым местам Земли сделали из него православного художника - живописца, прикоснувшегося к тайнам Святой Православной Церкви. Как все начиналось?

Он родился в 1928 году в ставропольском селе Шангрык. Его детство прошло в постоянных переездах по всему Ставрополью. Его отец, как «красный» специалист «поднимал село» в привольных степях в непростые времена советской власти. Степным безбрежьем и пылью дорог меж выгоревших скал и сопок запечатлелось детство в душе. Синие предгорья, буйная трава, жаворонки в поднебесье, тени орлов и коршунов, да светлые криницы у водопоев. Бесконечные картины из кибитки, как дым спаленной жнивы, прошли через сердце, растворились вдали…

Рисовать Николай начал, едва научившись держать в руке карандаш. В крестьянской семье к такому увлечению не относились серьезно. Но жизнь сама все решила…

В войну хрупкому мальчишке отчетливо запомнился страшный случай воздушного вражеского налета. "Фашист пролетел"- и кругом горела земля, сыпались осколки, свистели пули. Но смерть мистическим образом обошла. Под звук пикирующих самолетов, через тени убегающих, кровь и языки адского пламени…вокруг него упало пять осколков. Но ни один в него не попал. Невидимая рука Провидения или ангельские силы отвели смерть? Этого всего не передать!

Потом при работе над картинами к нему в памяти не раз приходило это наваждение. Он видел, как люди отдавали жизни, преодолевая ураганный шквал! Он жил в эту Великую Войну и выжил. И картину об этой войне назвал - "Великая жертва". Она теперь  выставлена на Поклонной горе в Москве (две ее копии находятся в США и Люксембурге). А оригинал – здесь, как апофеоз подвига, вознесшего простого солдата над смертью. Как Христа! Ради Жизни! За людей и Землю! Это потому, что он увидел это всё в детстве…

…Школьные годы Николай провёл в Нальчике. Потом поступил в Ереванское художественное училище. И его, мальчишку, которого никто, никогда не учил рисовать, сразу приняли на третий курс. Так отдали дань дарованию. А через год он перевёлся в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Музеи и галереи города на Неве, египетские сфинксы на набережной, кони Клода, разводные мосты и белые ночи...

Все пролетело, и вспоминается как рай, подаренный искусством. А потом, в 1957-м молодой выпускник приехал по распределению в подмосковный Сергиев Посад, где колокола древней Лавры разбудили его сердце. Православие само собой вошло в душу, как успокоение, как будто он картинами должен был молиться за все то, что пережил в войну и за безбожный советский нигилизм и за то, что его не хотели понимать, как не понимают, когда смотрят на мир через равнодушную маску атеизма. А еще его клеймили, особенно в далеком партийном 60-м. И за что? - За картину, названную «На пути к Храму». На костылях изображена одноногая старушка, устремленная к закатному свету, почившему на куполах Лавры. Такой реализм союзу художников тогда не понравился. То ли за сам за реализм. То ли за символизм, как сказали бы сегодня.

Зато следом родился цикл картин о Христе – о том Богочеловеке, который всегда приходит на помощь к людям. Приходит в ответ на горячие молитвы сердца, и который всегда в душе художника. В его картинах он будто сходит с полотен («Боже мой» «Исцеление страждущего», «Жизнь во Христе»).

…В 1980 году Николай Бурейченко написал знаковое полотно - "Крещение Руси". Русь в облике женщины, облеченной в рубище, с платом на глазах, слепо шествует за Христом и апостолом Андреем, простирая перед собой руки. Открывая Будущее безбрежному миру! Картина была закончена к 1000-летию судьбоносного для России Крещения и сегодня украшает Свято-Данилов монастырь.

…С 1986-го художник целых десять лет расписывал только что отстроенный на Ставрополье, в Кисловодске храм Воздвижения Креста Господня. Это был его личный крест! В евангельские сюжеты он ввел жизнь, потому что прообразами библейских героев стали сами прихожане - их лица теперь красуются на стенах храма, показывая идеалы самих себя перед царствием Божьим...

Творчество художника Бурейченко не раз было высоко оценено. В 2008 году ему вручен Орден имени Преподобного Андрея Рублева III степени. Причем вручал высокую награду в то время Архиерей Русской православной церкви, митрополит Калининградский и Смоленский, а ныне патриарх Московский и Всея Руси - Кирилл.

Благодарность живописцу была выражена за большие заслуги перед православной церковью, за то, что полотнами мастера любуются во многих странах мира, принося радость и свет в сердца и души. Он также удостоен Ордена Петра I первой степени за вклад в культуру страны. А за картину "Технократия"  - от Всемирного альянса Сальвадора Дали (Париж), Причем, ему единственному из православных художников была вручена эта Золотая медаль в России.

Последние работы Николая Ивановича - опять о поисках веры и Родине. Вот что рассказал он о смысле своей картины “Страстотерпцы”, посвященной убиенной царской семье:

“Через невыразимые тернии Россия из прошлого возносится через день нынешний в Будущее. Ее звезда ведет народы, всех, всех, всех претерпевших за веру, за тех, кто искупает ошибки правителей, войн и революций, ступает на путь невероятных и тяжких испытаний, но идет и идет за праведниками и переходит в измерения Святости…

Это она – Россия! Что у нее осталось? – Осталась Вера и вверенное на века наше Отечество. Потому что  в самые горькие годины вела Россию Богоматерь Державная. А что будет дальше? Какой свет откроется вдали, какие зори высветятся впереди?

Вот она (в образах) возносится Силами Света к небесам, к самому Христу, Она – Святая, защитница всех сирых и Державная, молящаяся за всех нас грешных и внушающая разум возгордившимся. Она -  сплошной порыв к Будущему. Без Нее, без Ее грядущего восхождения не только обозримой нами цивилизации, у всего мира, нет будущего! Нет будущего без России у всего человечества. Вот почему она под сенью Богоматери…

Так вижу я Россию через образы искусства, - говорит художник, - через неявленные еще краски, готовые утешить человечество. А потому знаю: силы Небесные не дадут ни пропасть, ни кануть в Лету, не исчезнуть перед Судом праведным. И все, что пройдено и пережито, непременно должно иметь святое Божественное продолжение.

Это и есть для меня Россия, на крыльях возносящая семью Царя и его семью - страстотерпцев, убиенных за веру! Это они сверху видят нас и молятся по Заповеди Христовой за всех и - «за врагов своих»! Это они призывают ангелов к нашему прощению, осеняют в трудный час горячей молитвой. Это они для нас - Творцы восхождения, отдавшие за нас любовь и сердце!»

- Мне трудно выразить словами это новое обретение и рождение на полотне, - вздыхает художник, - Россия для меня как художественный, религиозно-философский образ, кажется, всегда переходит от состояния Страстотерпцев к Светочам... Небо и земля тут в единстве полета. В этом мы видим жизнь преображенную, прошедшую все ступени искупления, испытания, обретения. Прикоснувшись к Ангельскому свету, к Богу, она будет всегда светить новым Светом!”

В старенькой мастерской художника вечер наступает необычно и таинственно, совсем не так, как в большом городе, хотя за стенами Москва, и отдаленный гул Сретенского бульвара. На мольберте новое полотно “Космос”. Это образ Христа, летящего сквозь бездну Вселенной. Его полет - сквозь холодную пустоту безверия, туда, где восходит рассвет нового Завета России. Так трактует картину художник.

По жанру – это одна из большой серии картин - философем. Такие полотна утоляют вечную жажду христианского осмысления. Они как ризы Христовы, как вино причастия, утоляющее жажду после горестных блужданий во тьме невежества, войн, раздоров и борения человеческих страстей. Они – живая вода очищения! И так думаем не мы одни…

 

Собкор газеты "Казачий курьер" Артур ЦАПЕНКО

Александр КАПКОВ,

г.Москва,