НАРОД БЕЗ ГОСУДАРСТВА – СИРОТА

События

 
 

НАРОД БЕЗ ГОСУДАРСТВА – СИРОТА

«Для нашего народа объединительным началом

всегда была идея государства»

Н.А. Назарбаев «В потоке истории»

НАРОД БЕЗ ГОСУДАРСТВА  СИРОТА 

История стран и народов подобна рекам, текущим по времени и пространству, постепенно становясь шире, полноводнее и порой, принимая различные притоки, стремительно проносится в водовороте всемирной и национальной истории. Калейдоскоп знаковых страниц отечественной истории постоянно проходит перед нами и среди них героическая эпоха становления и развития Казахского ханства.  

В своем выступлении по поводу предстоящего юбилея Н.А. Назарбаев сказал: «Возможно, Казахское ханство и не было государством в современном понимании этого термина, в нынешних границах, с такой известностью и авторитетом во всем мире. Но это можно сказать и про все другие государства той эпохи, однако самое важное, что тогда была заложена его основа и сегодня мы - продолжатели великих дел наших предков. Наша страна за всю свою историю сохраняла и продолжает сохранять традиции многовековой дружбы и мирного соседства со всеми ближними государствами». И, как неоднократно подчеркивает в своих различных выступлениях Лидер Нации: «Эти отношения нам следует всегда беречь».

Как следует из официального заключения казахстанских ученых-историков, основанного на трудах известного историка, государственного деятеля и военачальника Мирзы Мухаммада Хайдара Дулати, 1465 год можно считать официальной датой создания Казахского ханства.

В своём труде «Тарих-и Рашиди» Мирза Мухаммад Хайдар (1499—1551 гг.) датой начала правления первых казахских ханов называет 870 год по хиджре или 1465—1466 годы. «В те дни Абулхайр хан целиком овладел Дешт-и-Кипчаком. Он нападал на султанов-джучидов — Джанибек хан и Кирай хан бежали от него и прибыли в Моголистан. Исан Буга хан хорошо принял их и отдал им Козы Баши, которое находится на западе Моголистана, на реке Чу. Пока они спокойно пребывали там, улус узбеков после смерти Абулхайр хана пришел в расстройство, там возникли большие разногласия и большинство [людей] ушло к Кирай хану и Джанибек хану, так что число их достигло двухсот тысяч человек и их стали называть «узбек-казахами»».

Создание самого казахского ханства связано с именами Жанибека и Керея, которые вели династийную борьбу с другими чингизидами. Существует не одна точка зрения о происхождении казахских ханов, однако большинство учёных-историков полагают, что Жанибек и Керей являются потомками Тука-Тимура. Свидетельством тому является труд историка и литератора Махмуда ибн Вали (1595 г.р.) «Бахр ал-асрар манакиб ал-ахйар», а также родословная хивинского хана из потомков чингизидов Абул-гази (1605 г.р.), который в частности говорит следующее: «Джучи хан, его сын Тукай-Тимур, его сын Уз-Тимур, его сын Ходжа, его сын Бадакул-углан, его сын Урус хан, его сын Барак хан, его сын Абу-Саид по прозванию Жанибек хан». Родословная Керея выглядит так: Урус хан - Тохта Кыйа - Пулад - Кирай хан. Согласно историческому труду «Таварих-и гузида-йи нусрат наме» (Книга Побед) основатели Казахского ханства Жанибек и Керей были троюродными братьями, однако в источниках, повествующих об их действиях во второй половине пятнадцатого века, нет точного разъяснения, кто же из двух ханов был главным.

Теперь о предыстории самой государственности: в 1227 году на территории Дешт-и-Кипчака было образовано протоказахское государство в составе Золотой Орды — Синяя Орда (Улус Орда-Ежена), а после отделения от Золотой Орды в 1361 году становится независимым государством Белая Орда. Но после смерти Барак-хана в 1428 году Белая Орда, в свою очередь, распадается на ханство Абулхаир-хана и Ногайскую Орду. Оставшаяся земля была поделена между Мустафой-ханом на юге и Мухаммед-ханом на севере.

Будучи недовольной жёсткой политикой Абулхаира, часть племён во главе с султанами Жанибеком и Кереем в 1459 году вынуждена была откочевать в Могулистан к хану Есен Буга, расположившись в междуречье рек Шу и Талас, где создала самостоятельное государственное образование — Орду, за которой закрепилось название Казахское ханство.

Уход Керея и Жанибека от Абулхаира, стал лишь первым шагом к образованию самостоятельного государства. Усиление казахских султанов произошло со смертью Есен-Буги в 1462 году, когда начавшиеся междоусобицы в Могулистане повлекли за собой смену политического курса амбициозных и решительных казахских ханов, которые вскоре вовсе отказались от правления могулистанских владетелей. Как повествуют исторические источники, “в то время узбекский улус после смерти Абу-л-Хайр-хана (1468 г.) пришел в расстройство и в нем начались большие неурядицы. Большая часть его подданных откочевала к Кирей-хану и Жанибек-хану, так что число собравшихся около них людей достигло двухсот тысяч человек”.

Итак, первым правителем нового ханства становится Керей, хотя фактически ханством управлял султан Жанибек, который и начинает войну против Абулхаир-хана. В 1468 году, во время похода на Жетысу Абулхаир-хан умирает, в связи с чем Жанибеку без боя удалось захватить всю территорию Узбекской Орды, кроме присырдарьинских городов. Однако уже при Бурындык-хане (1480—1511 гг.) сыне Керей-хана, присырдарьинские города вошли в состав Казахского ханства. Следующим ханом становится сын Жанибека - Касым-хан, в годы правления которого (1511—1521 гг.), ханство достигает наивысшего расцвета и усиливается настолько, что предпринимает успешный поход на Ташкент. После этого вектор экспансии ханства сменился, и теперь противником номер один становится Ногайская Орда, занимавшая территорию современного Западного Казахстана. Касым успешно захватил ногайскую столицу Сарайшык, оттеснив Ногайскую Орду к Астраханскому ханству и расширив соответственно границы Казахского ханства, численность населения которого становится более 1 млн чел.

При Касыме центром страны становится Улытау, и не случайно наш Елбасы дал интервью у подножья этих гор, которые стали «символом объединения казахов» - именно на этой территории собрались воедино три казахских жуза.

В административном отношении Казахское ханство при Касым-хане было разделено на четыре вилаята (область в переводе с арабского): туркестанский (Южный Казахстан), улытауский (Центральный, Северный и Восточный Казахстан), жетысуский (Жетысу) и сарайчикский (Западный Казахстан).

Кроме этого в тот период был разработан и принят кодекс законов, известный как «Қасым ханның қасқа жолы» (Светлый путь хана Касыма) — свод законов, включавший в себя пять основных разделов:

1. Имущественный Закон, куда входили положения о решении споров о земле, скоте и имуществе.

2. Уголовный Закон, где рассматривались различные виды уголовных преступлений и наказания за них.

3. Военный Закон, в котором оговаривались повинности населения по содержанию армии в военное время, воинская повинность, принципы формирования подразделений, раздел военной добычи.

4. Посольский обычай, оговаривающий вопросы международного права, посольского этикета.

5. Закон общественности (журтшылык). Этот раздел был посвящён обязательствам общинной и межобщинной взаимопомощи, а также правилам устройства празднеств и дворцовому этикету.

Именно во время правления Касым-хана Казахское ханство получило известность и политический вес на современной евро-азиатской арене, став субъектом международных отношений, а одним из первых крупных государств, установивших с ним дипломатические отношения было Московское государство во времена правления князя Василия III (1505-1533 гг.). В русских источниках московские цари считали казахских ханов себе подобными. Персидский шах называл одного из казахских правителей обладателем султанской власти, а крымский хан — родным братом. Именно с тех пор Казахское ханство стало известно Западной Европе как новое политическое образование.

Вместе с тем, данная политическая система оказалась недостаточно устойчивой и держалась только лишь на личном авторитете верховного правителя. Это с яркой силой проявилось в ходе событий второй трети XVI века, когда каждый улусный султан пытался провозгласить себя ханом.

После смерти Касым-хана ногайцы, захватив территорию до реки Тургай, восстановили прежний статус кво, а Казахское ханство сосредотачивается на территории Семиречья и Южного Казахстана, где впоследствии начинается смута. Центральная территория Казахстана Сары-Арка в тот период номинально входит в состав Казахского ханства, однако северные районы Сары-Арки до Нуры, были захвачены Сибирским ханством.

В начале 30-х годов XVI века в Казахском ханстве началась междоусобная война, называемая также «гражданской войной», между внуками Жанибек-хана, победителем которой вышел сын Касым-хана Хак-Назар-хан. Новый хан начал вновь объединять казахские земли, вернув в состав Казахского ханства северные районы Сары-Арки, а после похода против Ногайской орды, отвоевал у ногайцев город Сарайшык и окружающие его казахские территории. В борьбе с хивинцами им был завоеван полуостров Мангышлак и с целью окончательного включения Семиречья в состав Казахского ханства, Хакназар начинает победный поход против Могулистана, завершившийся его полным разгромом.

После смерти Хакназара правителем становится Тауекель-хан, начавший войну против Бухары, однако бухарские и ташкентские войска, заключив между собой союз, вторгаются на территорию Южного Казахстана и штурмуют города Сауран, Туркестан, Созак и Сайрам. В свою очередь казахские войска наносят встречный удар, захватывают Ташкент и Самарканд. Во время штурма Бухары казахские войска узнают о смерти Тауекель-хана и тогда Султан Есим заключает мирный договор с Бухарой, по которому все границы остались прежними, за исключением Ташкента и Ферганы.

Очередным ханом становится султан Есим, сын Шигай-хана, чьё правление стало временем очередного усиления Казахского ханства после Касым-хана и Хак-Назар-хана. Есим-хан переносит столицу ханства из Сыгнака в город Туркестан, подавляет восстание каракалпаков, захвативших Ташкент и в 1613 году вынуждает их покинуть среднее течение Сырдарьи. Есим-хан объединяет казахские войска и начинает поход против Ташкентского правителя Турсун Мухаммад-хана и Бухары. В 1627 году он разбил врага, взял Ташкент, а Турсын был убит своими приближенными и Ташкентское ханство перестало существовать. Гражданская война закончилась.

Затем Есим-хану пришлось выдержать тяжёлую внутриполитическую борьбу, итогом которой было коренное реформирование политической системы Казахского государства. Суть её заключалась в том, что главенство закрытой элиты — торе заменялось главенством элиты открытого типа — биев и старшин. Произошла своего рода революция, ограничившая политические права сословия чингизидов и установившая широкие права для общин и их руководителей.

Юридически эти изменения были закреплены в своеобразном своде законов — «Есім ханның ескі жолы» (Древний путь Есим хана), принятой как дополнение к кодексу Касым хана, получившим широкое признание у народа. В это же время была определена и постоянная столица Казахского ханства - город Туркестан, где хан находился в зимнее время.

После смерти Есим-хана в Казахском ханстве вновь начались междоусобицы, но в конце концов ханом был провозглашён сын Есима Салкам Жангир-хан (1643−1652 гг.), вся история правления которого связана с борьбой против джунгарской агрессии.

В XV—XVI веках, в результате сопротивления внешней агрессии ханство разделилось на жузы — Старший (Ұлы жүз), Средний (Орта жүз) и Младший (Кіші жүз). Роды Старшего и Среднего Жуза подчинялись потомкам сыновей Жанибек-хана. А роды Младшего Жуза подчинялись потомкам младшей ветви династии Жанибек-хана. При султане Абылай хане три жуза признали его ханом Казахского ханства, но после его смерти ханство вновь распалось на жузы, однако в сентябре 1841 г. на курултае в районе реки Тургай представителями трех жузов ханом восстановленного Казахского ханства был избран Кенесары. Согласно всем правилам ритуала, Кенесары был посажен и поднят на белой кошме, а в 1842—1843 бухарский эмир Насрулла-хан также признал Кенесары ханом казахов...

Вклад Жанибека и Керея в историю казахов и Казахстана огромен и является исторической основой для построения современных мировоззренческих конструкций, связанных с казахстанской национальной идентичностью. Они явились выразителями долгого процесса становления казахского этноса и идеи казахской государственности. Неизвестно, что было бы с нашей страной, если бы на политическом небосклоне не появились бы потомки правителей Ак-Орды.

Таким образом, можно констатировать, что образование Казахского ханства было подготовлено всей предшествующей историей таких государств, как Ак-Орда и Могулистан. На территории Жетысу продолжала происходить консолидация казахского народа и окончательное формирование казахского этноса, а становление казахской государственности было лишь делом времени.

550 лет это не просто юбилей, это важность сохранения памяти о великих предках, которые силой меча и духа сохранили Родину для потомков. Так давайте же еще раз напомним друг другу о важности воспитания подрастающего поколения в духе уважения к многовековой истории страны.

А завершить хотелось бы словами Лидера Нации: «Празднование 550-летия Казахского ханства очень нужно для нас, особенно для молодежи. Нужно исследовать нашу историю, повышать знание народа о ней. Мы обрели независимость в непростое время, прошли через трудности. Теперь, с улучшением положения, нам следует уделять внимание истории, духовной составляющей. Независимость страны начинается с внутреннего настроения народа, с его отношения друг к другу. Это следует помнить. У казахов есть пословица: «Если четверо вместе - придет благоденствие, если шестеро врозь - потеряют все».

 

Игорь Великий