Казаки: история и современность

События

 
 

Казаки: история и современность

Данная публикация подготовлена в помощь активистам Координационного Совета

в регионах по политико-воспитательной работе с казаками и молодежью

 Казаки история-2

Казаки́ (др.рус. — козáкъ; укр. — козáк; польск. —kozak; лит. —kazokų; также в русских летописях: черка́сы) — представители казачества, сложной социальной группы (этноса).

 

Среди нынешних этнических и «прочих» казаков до сих пор не умолкают споры и дискуссии о предназначении современного казачества. Здесь уместно вспомнить высказывание известнейшего историка Николая Карамзина: «Чтобы понять предназначение народа или страны, нужно хорошо знать их историю…».

 

Он же в своё время так писал о казаках: Казаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно по истории около 1517 года, но вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков. Торки и Берендеи назывались Черкасами: Казаки — также… некоторые из них, не хотев покориться ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, огражденных скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с десятого века, обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими. Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Казаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкассы назван их именем.

Наша древняя история пока восстановлена только в схеме и потому не раз представляется в искаженном виде, иногда по неведению, а чаще по национальным соображениям чуждых нам историков. Вместе с тем, непоколебимой остается старая точка зрения, изложенная в этнографическом труде профессора Московского университета Е.Ф. Зябловского (Всеобщая география Российской империи, 1807 г.) и в учебнике русской географии К.И. Арсеньева, где казаки указываются в качестве особого славянскою народа, занимающего часть России, наряду с господствующими Россиянами и покоренными Поляками.

К сожалению газетный формат не позволяет в полном объеме поведать о нашем славном, героическом и зачастую трагическом историческом прошлом. Однако основные вехи истории казачества мы постараемся осветить как можно подробнее.

Казаки история-1

Итак, небольшой экскурс в прошлое: казаки - народность, образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей между Туранскими племенами скифского народа Кос-Сака (или Ка-Сака) и Приазовских Славян Меото-Кайсаров с некоторой примесью Асов-Аланов или Танаитов (Донцов). Сообщения древних историков и географов, вместе с данными археологии, дают возможность установить довольно точно эпоху и место возникновения нашего имени в его первоначальных формах, а также непрерывность процессов метисации (смешение различных рас) разнородных племен, при создании единой народности казачьей и время торжества среди них славянской речи. К примеру первоначально у греков оно писалось, как Коссахи, а географ Страбон так называл военный народ, размещавшийся в горах Закавказья при жизни Христа Спасителя. Через 3-4 века, еще в античную эпоху, наше имя неоднократно встречается в Танаидских надписях (инскрипциях), а его гpeческое начертание Касакос сохранялось до Х в., после чего русские летописцы стали его смешивать с общекавказскими именами Касагов, Касогов и Казягъ.

От глубокой древности и до наших дней жизнь Казаков связана с северо-западной частью Скифии Азиатской, но распространились они и в верхне-донскую лесостепь, где уже в то время звучала славянская речь. Об этом знали Греки, давшие своими свидетельствами основание автору Российских Четьи Миней утверждать, что жители Приазовья «коих Греки Козарами, Римляне же Газарами называли.

В 965 г. Земля Касак путем завоевания попала под власть Киева, а в 988 г. oна была передана в управление одному из Рюриковичей, Mcтиславу Владимировичу, который после смерти отца отложился от Киева со своими Коссаками (Косаги, Казягъ летописей) и Казарами занял подонские и донецкие степи до Чернигова. Разбив выступившего против него, киево-новгородского князя Ярослава, Мстислав стал государем державы, получившей название по главному городу Томаторкани (у Русских - Тьмутаракань). До 1601 г. Томаторкань объединяла в своих границах все племена Касаков и простиралась от Кубани по всему Додонью, Донцу и Северщине, включая Курск и Рязань. Упадок этой казачьей монархии начался с приходом в Черноморские степи племенного союза Кипчаков или Половцев (1060 г.), однако юг державы еще полтора века после этого оставался независимым государством. Это колыбель Казаков Азовских, Гребенских, Казаков-Черкасов, вышедших отсюда на Дон и Днепр. Жители же центральной степной части государства, занятой Половцами, отошли в лесостепь и продолжали бороться против них сообща с Русью, в качестве ее федератов, верных Клобуков. В русских летописях Черные Клобуки после стали называться Черкасами и Казаками, которые попав на Днепр, оставались там семь веков, а часть населения Томаторканской державы скрылась в Крыму, где и запечатлена в генуэзском колониальном уставе, как Казаки охраны колоний.

Казаки история-3

Когда же по Восточной Европе установилась власть Золотой Орды (1240 г.), все Казаки оказались в границах татарской империи, пользуясь тут некоторыми автономными правами, имея во главе своей Церкви епископов Сарайских и Подонских и в большинстве сохранили свой славянский язык и христианскую веру, хотя впоследствии среди них появились и магометане. Когда в Орде начались междоусобия, Казаки, жившие вдали от правящих центров, много страдали от своеволия ордынских шаек, что вынудило их переселиться не только в верховья Дона, но и дальше на север вплоть до Камы, Северной Двины и Белого моря. Днепровские и Перекопские Казаки отложились от Крыма после того, как ханы покорились власти султана, т. е. в конце XV в., Азовские же оставались на местах до начала XVI, а потом, рассорившись с Турками, перекочевали ближе к Северской земле. Там они объединились с общиной Казаков Белгородских.

Последними ушли от ханов Ордынские Нагайские и Ордынские Астраханские Казаки, соединившиеся с Донцами только во второй половине шестнадцатого столетия. После этого жизнь Казаков оказалась связанной с судьбами великих княжеств Московского и Литовского, а в условиях постоянной турецко-татарской угрозы, явилась необходимость служить двум династиям: Рюриковичам в Московии и Гедиминовичам в Литве. Протестом против этой необходимости явилось образование двух казачьих «речных республик» на Дону и на Нижнем Днепре, которые послужили крепкими очагами возрождающейся казачьей независимости и главными центрами объединения казачьей народности.

Однако на родную землю и в родную среду возвращались не все Казаки. Многие роды и семьи остались на насиженных за столетие местах Московии, Литве и Польше. Дети и внуки казачьих эмигрантов оставались также и на далеком севере, где покоряя местные племена, они освоили для московских царей огромные пространства Сибири. В первое время они еще помнили о связях с Донскими Казаками, называли себя «сынами Тихого Дона» и положив начало ряду новых военных общин, стали именоваться Казаками Терскими, Уральскими, Сибирскими, Забайкальскими и т. д. Единые по происхождении они оказались разделены огромными пространствами, жизнь их потекла по своим особенным путям. На следующем историческом этапе XVI-XVIII вв. главная казачья масса выступает в качестве Донцов и Запорожцев, возвратившихся с Днепра на исконную Землю Касак в Приазовье под именем Казаков Черноморских.

Казаки история-4

Таким образом, если говорить о территориальности, то мы видим, что казаки проживали в степях и лесостепях Восточной Европы, в частности на территории современной Украины и России; впоследствии расселились также на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, современного Казахстана, Сибири и Дальнего Востока.

Точное же происхождение современных казаков до сих пор является предметом дискуссий. К концу XIV века образовалось несколько больших сообществ, проживавших в центральной Евразии, возле крупных торговых путей того времени, в частности в низовьях рек Днепра, Дона, Яика, Волги. К ним присоединилось заметное количество переселенцев из соседних к северу Московского, Литовского и Рязанского Великих княжеств, а также из прочих северо-западных земель. В результате, к началу XVI века две группы выросли в крупные вольные войска (Запорожское и Донское), которые со временем вошли в состав растущего Русского царства.

Существовали и приравненные к казачьим «туземные» части, которые формировались из народов, населявших Российскую Империю. Особенно много было казаков из служилых татар — крымских (Крымские конные полки), литовских (Литовско-татарский конный полк), ногайских, касимовских, мещерских (мишарей), сибирских, тептярей и нагайбаков. В «туземных» частях также служили — калмыки (ставропольские и астраханские), буряты, эвенки (Тунгусский конный казачий полк), башкиры (Башкирское казачье войско), туркмены (Текинский конный полк), представители северо-кавказских горских народов (Дагестанский Конно-Иррегулярный полк и Осетинский конный полк).

В Казахстане и на сопредельных его территориях были сформированы четыре казачьих войска: Уральское, Оренбургское, Сибирское и Семиреченское. Основными функциями, которые выполняли воинские подразделения казаков в Российской империи, были: во-первых, активное участие в присоединении к России новых земель. Во-вторых, они охраняли границы от вторжения войск соседних государств. В-третьих, они участвовали практически во всех заграничных походах русской армии в XVIII - начале XX веков.

Российская империя требовала от казаков преданности и службы, поручая им охрану государственных и внутренних этнических границ, постоянно посылая во множество войн и даже служить в качестве личного конвоя царя. За свою службу казаки имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от налогов и т. д.

После свержения царя и в ходе Гражданской войны казачьи области стали главной опорой  Белого движения, а впоследствии крупной частью белой эмиграции. В то же время многие казаки воевали на стороне большевиков, однако несмотря на это до середины 30-х годов казачество подвергалось гонениям. А после так называемой «хрущёвской оттепели» казачество практически перестало выделяться среди остального населения СССР.

В начале 1990-х гг. в СССР, а после его распада в Российской Федерации начался усиленный процесс возрождения казачества. Данное движение привело также к активизации процедуры возрождения казачества и в бывших республиках Советского Союза, вызывая при этом ряд проблем, решение которых требует серьезного осмысления и анализа. Это касается и нашего государства, так как ряд регионов Казахстана, где в свое время  дислоцировались казаки, вновь превратился в пограничную территорию. Вдоль бывших укрепленных линий (Пресногорьковской, Иртышской и др.) выделились группы русского населения, считающих себя потомками служилого казачества. В северных областях Казахстана, Уральской области, Семиречье и других регионах стали создаваться общественные казачьи организации. Некоторые из этих организаций отнесли себя к казакам России, считая при этом, что действие российских законов в отношении казачества должно распространяться и на наше государство. По оценке многих исследователей, занимающихся казачьей проблематикой, восстановление государственного статуса казачества происходило без учета реалий в постсоветском пространстве и фактически произошел механический перенос норм, имевших место в Российской Империи, на суверенные постсоветские государства, вызывая в них конфликтогенные ситуации. К примеру, в апреле 1997 г. Казахстан выразил официальный протест в связи с намерением спецслужб России использовать для охраны российско-казахстанской границы казачьи отряды. В заявлении МИД нашей страны инициатива российской погранслужбы квалифицировалась как «серьезное нарушение» имеющихся добрососедских отношений.

Первая организация казаков в Казахстане была зарегистрирована 30 марта 1990 г. под названием «Уральское городское казачье историко-культурное общество» (так как вводить в название слово «войско» не разрешалось), а одной из первых общественных акций казаков в  Уральске было празднование 13-15 сентября 1991 г. 400-летия служения уральских казаков российскому государству, проведенное при поддержке Союза казаков России. Хотя это было отрицательно воспринято властями Казахстана, разрешение на проведение этого мероприятия было дано. Однако в Уральск начали приезжать представители Гражданского движения «Азат», которые действия казачества пытались расценивать как «поднявшие на казахской земле флаг чужого государства, посягнувшие на суверенитет республики, национальную честь и достоинство, территориальную целостность Казахстана и тем самым ясно проявившие свои шовинистические настроения». Эти события в Уральске показали всю сложность положения, нарастания кризиса в межнациональных отношениях в отдельных регионах республики.

Одновременно шло и «возрождение» сибирского казачества. В Северном Казахстане в июне 1989 г. объявил о своем создании Союз казаков «Горькой линии», вошедший в состав Сибирского казачьего войска. В Омске в декабре того же 1990 г. Малый круг Союза сибирских казаков провозгласил себя преемником бывшего Сибирского казачьего войска.

В 1990 г. в Восточном Казахстане было зарегистрировано общество «Казачий круг», а в 1992 г. на базе данного общества был создан Союз казаков Восточного Казахстана, первоначальной задачей которого являлось возрождение обычаев и традиций казачества, поиск и объединение потомков казаков и т.д. Однако часть лидеров Союза не ограничились культурно-исторической деятельностью, в связи с чем полулегально была выпущена брошюра «Русские, казахи и Алтай», в которой предпринималась попытка доказать, что территория востока Казахстана — истинно русская, казачья. Конечно, это вызвало негативную реакцию как властных структур, так и всего казахского населения, а еще более явно выраженной она стала после того, как часть казаков поехала воевать в Приднестровье (15 из них были награждены крестом «За оборону Приднестровья»).

Потомки семиреченских казаков также активно включились в дело возрождения казачества. «Землячество семиреченских казаков» было создано в Алма-Ате в начале 1991 г., но уже в июле 1992 г. организация была переименована в «Союз казаков Семиречья». На объединительном кругу было заявлено, что «Союз» создан для защиты интересов русскоязычного населения, при этом отмечалось, что семиреченцы «озабочены возвращением культуры семиреченских казаков».

Русское и казахское население республики в тот период по-разному оценивали казачье движение, которое не всегда находило практическую поддержку в своих действиях и со стороны русского населения. Так социологическое исследование, проведенное в 1995 г., показало, что 55,5 % русских и 62,0 % русскоязычного населения в целом безразлично относятся к возрождению казачества.

В целом историю современного казачьего движения в Казахстане можно разделить на три этапа. На первом этапе - в 1990-1995-е гг. происходил процесс стихийного возрождения и восстановления казачьих формирований, для которого характерны патриотизм и высокий энтузиазм. Процесс стихийной самоорганизации часто сопровождался столкновениями различных казачьих групп и их борьбой за влияние.

Следующий этап - 1995-2005 гг. характеризуется уже непосредственно становлением казачества в Казахстане. В этот период казачьи структуры проходили официальную государственную регистрацию как общественные объединения различного статуса, налаживали всевозможные контакты между казачьими формированиями непосредственно в Казахстане и с казачьими формированиями России и дальнего зарубежья. В первой половине 2006 г. ряд казачьих общественных объединений образовал новый «Союз казачьих общественных объединений Казахстана». В настоящее время идет период полноценного развития культуры, обычаев и традиций, а также переход к единому руководству единого казачьего формирования в Казахстане, вхождение во власть.

Президент республики Н.А. Назарбаев на вопрос: «Как Вы относитесь к казачеству?» ответил: «Совершенно нормально. Если живущие в Казахстане потомки казаков хотят вспомнить обычаи своих отцов, носить штаны с красными лампасами, вспомнить песни и танцы, которые любили их прадеды, — я не вижу здесь ничего плохого. Но если ко всему этому добавятся, образно говоря, и шашка, и желание помахать ею — я против такого возрождения: зачем будоражить других, задевая их национальное достоинство?»

На юбилейном праздновании 140-летия образования Семиреченского казачьего войска, официально проведенном в ноябре 2007 г., Верховный атаман Ю.Ф. Захаров особо подчеркнул, что, несмотря на славу казаков как воинов, сейчас казачество - это больше общественные организации, деятельность которых направлена на сохранение мира, межнациональных отношений и на укрепление дружбы между Россией и Казахстаном. Однако при этом атаман отметил, что казаки могут вернуться к прежнему роду занятий - защищать отечество, если в Казахстане, по примеру России, примут закон о казачестве, то казаки снимутся с насиженных мест и образуют станицы в приграничных районах Казахстана. В частности, атаман указал на границу с Китаем, где казаки могут нести службу наравне с регулярными пограничными войсками. Им были приведены прецеденты, как, например, тот, когда семиреченские казаки, выехавшие в свое время в Россию, поселились в заброшенной деревушке на границе с Польшей.

Стоит отметить, что казачество нередко становится объектом политических спекуляций, направленных на возникновение территориальных притязаний в местах исторического проживания казаков и обострение межнациональных отношений. Именно поэтому оставлять без должного внимания «казачий вопрос» в Казахстане опасно. Вместе с тем история свидетельствует, что казаки являли собой яркий пример гибкости и последовательности в сфере межэтнического общения. Казаки, жившие сначала на окраинах казахской степи, а впоследствии переселившись и в саму степь, при длительном совместном проживании с казахами, в силу численного превосходства иноэтнических соседей, ознакомившись с их домашним бытом, кочевым образом жизни и языком, сближались с казахами. Они находили точки соприкосновения с коренным населением, адаптировались к ним и сосуществовали, вольно или невольно интегрируясь с казахским населением на основе взаимодействия и взаимовлияния. При всей сложности взаимоотношений даже в условиях колониальной системы в отношениях казахов и казаков в различных сферах их жизни и быта наблюдалась высокая степень взаимодействия. Проживавшее в окружении казахов казачье население проявляло высокие коммуникативные способности, а регулярные контакты способствовали зарождению дружественных отношений между казаками и казахским населением. В процессе общения накапливался уникальный богатый опыт совместной жизни, адаптации этносов друг к другу, толерантного отношения к традициям, обычаям других народов.

Ярким примером личной дружбы между казахом и казаком являются отношения Ч. Валиханова и Г. Потанина. Казахская мудрость гласит: «Лучи рождают свет, а народ рождает героя». Еще с позапрошлого века стоит на Сауруковом холме, господствующей высотке и свидетельнице знаменитого боя белый обелиск, посвященый памяти первого генерал-губернатора Семиречья Герасима Колпаковского. Под его командованием в 1860-ом году на этих сопках казаки и казахские ополченцы разгромили кокандскую армию, которая во множество раз превышала их численность. Один из героев битвы с кокандцами - Сарыбай Айдосулы, благодаря умелой тактике которого огромные силы противника удалось заманить в «огневой мешок», где их почти в упор расстреляла артиллерия. За этот подвиг Сарыбай получил звание полковника и орден Святого Владимира, земляки избрали его на почетный пост бия Узынагашского региона, а все участвовавшие в битве получили офицерские чины и должности.

Таким образом, общая беда в лице кокандской угрозы сплотила казаков, русских и казахских воинов-храбрецов, талантливых полководцев, которые плечом к плечу более 150 лет назад ковали общую победу и крепили дружбу славных народов. Но самое главное, что «степь» с этого момента вышла из подчинения восточной деспотии Бухарских и Кокандских ханов.

Эти моменты из истории взаимоотношений казахов и казаков также следует учитывать, прежде чем давать оценку прошлому российского казачества и определять перспективы его будущего. Нельзя ни гиперболизировать значение отдельных драматических страниц истории, ни замалчивать наши многовековые традиции дружбы и братства.

В настоящее время основные требования казачества в принципе не противоречат конституционным основам Казахстана — прохождение молодыми людьми службы в пограничных войсках Казахстана, получение земель, создание казачьих общин. Ставка делается на работу с молодежью, подготовку к службе в армии. Организуются массовые театрализованные праздники, на которые приглашаются все желающие. Сегодня казаки имеют все условия для возрождения своей культуры и традиций. То, что Почетным Верховным Атаманом является Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, а представители казачьих объединений входят в состав Ассамблеи народа Казахстана (консультативно-совещательный орган при Президенте Казахстана) и её Совет, говорит об официальном признании Казахстаном права на существование казачества.

 

Игорь Великий,

начальник юридического

управления

Координационного Совета