Основы казачьей жизни

События

 
 

Основы казачьей жизни

Данная публикация подготовлена в помощь активистам Координационного Совета в регионах по политико-воспитательной работе с казаками и молодежью

 

Сегодня мы поговорим об основах казачьей жизни: об отношении к вере, казачьих символах, одежде и т.п.

основы1 

КАЗАЧЬЯ ВЕРА

С древнейших времён казаки не признавали ни Византийской, ни Московской патриархии, хотя священники у них были. В древних источниках (зарубежных историков) описаны свидетельства того, что в бассейнах рек Дон и Кубань было столько церквей и храмов, сколько не было во всей древней Руси. Переезжая целыми хуторами или станицами, казаки разбирали деревянные церкви и перевозили их с собой (со всей утварью) на новое место, где сначала собирали храм, а потом строили остальные здания.

Казаки выбирали для себя священников из тех священников, которых в то время было много на Дону: отбитых из полонов, беженцев из разоренных монастырей и церквей, беглых от репрессий и др. «Одержимого» священника (идущего супротив казачьей чести, воле Круга (Рады) - казаки могли и выпороть нагайками.

Казаки были глубоко преданы своей православной христианской вере, но вместе с тем отличались и полной веротерпимостью. Не говоря о старообрядцах, каковых в среде казаков было много, в Кубанском Войске, например, были казаки горцы-магометане, а в Донском - крупная группа казаков-калмыков буддистов. Возвращаясь из походов, казаки отдавали часть военной добычи на свою церковь и этот благочестивый обычай сохранился до позднейшего времени, когда казаки той или иной станицы, отслужив законный срок в воинской части, возвращались домой, они привозили в станичную церковь серебряные церковные сосуды, Евангелие в дорогой оправе, иконы, хоругви и другие церковные предметы.

 

Казачьи символы и знаки

Основыосновы знамя

ЗНАМЯ - символ полкового, войскового объединения. Святыня, за которую казак обязан биться, не щадя жизни, не допуская его оскорбления или осквернения. Первоначально у казаков знамя было символом договора с иностранными государствами о выполнении каких-либо обязательств. После выполнения таких обязательств знамя поступало в собор или церковь, игравшие роль музея.

основы Naseka bulava bunchuk

БУНЧУК - знак ставки, символ атамана на походе, принадлежал войсковому соединению, на походе и в бою следовал за командующим. В мирное время хранился в церкви, выносился только по праздникам как подтверждение его значимости и присутствие атамана. В армии часть функции бунчука переданы были полковым и именным штандартам.

БУЛАВА, ПЕРНАЧ - символ военной власти, которой наделяется атаман (у запорожцев - гетман).

НАСЕКА - посох с металлическим навершием, на котором первоначально “насекались” имена атаманов, владевших насеками. Символ гражданской власти атаманов всех степеней.

основы кафтан

АТАМАНСКИЙ КАФТАН И ШАПКА - принадлежали казачьей общине, передавались вместе с символами атаманства. Хранились у очередного атамана или в атаманском правлении.

АТАМАНСКАЯ САБЛЯ - обычно украшенная, старинная, тоже один из символов атаманства. Лично ему не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на Круге по праздникам.

основы шашка

ШАШКА (первоначально сабля) – символ всей полноты прав казака, а также обладание им паевым земельным наделом. Вручалась казаку стариками в 17 лет (за особые заслуги – раньше), без темляка. В 21 год при отправке на службу, казак получал погоны, кокарду и темляк. Сохранялась в семье на видном месте и передавалась от деда к внуку, когда “старик терял силы” и менял шашку на посох. Если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась пополам и укладывалась в гроб умершего. Шашку и шапку казак мог потерять только вместе с головой.

На Круге голосовали шашками. По решению Круга казак мог быть лишен права ношения оружия на определенный срок. Следующим наказанием было исключение из станицы и казачества.

основы погоны

ПОГОНЫ - неотъемлемая часть одежды казака строевого возраста. Обязательно носились казаком до выхода “на льготу”. Офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.

основы башлык

БАШЛЫК - у большинства казаков тоже имел символический смысл. В зависимости от того, как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака – завязанный на груди означал, что казак отслужил срочную службу, перекрещен на груди – следует по делу; концы, заброшенные за спину, - свободен, отдыхает.

основы посох

ПОСОХ – символ старости и мудрости. Все члены совета стариков сидели, опершись о посох. Посохами наделялись судьи, ходатаи по делам церковной общины, паломники. Поднятый посох означал призыв Круга к молчанию. Шапка, поднятая на посохе, - особо важное сообщение.

основы серьги

СЕРЬГИ (у мужчин) – означали его роль и место в роду. Так единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет кроме него наследников по мужской линии, - серьгу в правом ухе. Две серьги – единственный ребенок у родителей. Кроме символического, сакрального значения языческого древнего оберега играли и утилитарную роль. Командир в строю при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь.

основы нагайка 1

НАГАЙКА - знак есаульца и приставов на Круге, а в повседневной жизни знак власти у полноправного строевого казака. Нагайка общего казачьего образца является обязательной принадлежностью каждого казака - от генерала до простого казака (разрешалось носить за голенищем сапога). Нагайка дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в доме на левом косяке к двери спальни. Как знак полной покорности и уважения могла быть брошена к ногам уважаемого гостя или старика, который был обязан ее вернуть, а бросившего расцеловать. Если старик через нагайку переступал, это означало, что покорность ему не угодна, и обида или грех провинившегося не прощены.

 

Казачья справа

основы справа

Справа, справить - снарядить за свой счет. Казак ценил одежду не за ее стоимость, а за тот внутренний духовный смысл, который она для него имела. Так, он мог штукой трофейного атласа запеленать больного коня, изорвать драгоценный шелк на бинты, но берег пуще глаза мундир или гимнастерку, черкеску или бешмет, какими бы ветхими или залатанными они не были.

Но главным было иное - по верованиям всех древних народов, одежда — вторая кожа. Потому казак, особенно казак-старовер, никогда не надевал трофейной одежды, особенно, если это была одежда убитого. 

Казак опасался не только возможности заразиться через чужую одежду, сколько особой мистической опасности. Он боялся, что с чужой одеждой унаследует судьбу ее прежнего хозяина («мертвый на тот свет утянет») или его дурные качества. Надевший чужую одежду мог «попасть в чужую волю», то есть стал бы действовать вопреки собственному пониманию добра и зла, собственному здравому смыслу. Ведь это означало потерю воли, что для казака было страшнее всего. И это не заточение в темницу, не исполнение какого-то тяжкого обета или приказа, а страх что-то делать помимо своего желания, своего понимания, своей ВОЛИ.

Поэтому одежда, изготовленная «по домашности» матерью, сестрами, женою, а позже хоть и казенная, но купленная на свои средства, приобретала для него особую ценность.

Первой одеждой у казака считалась крестильная рубашка, которую шила и дарила обязательно крестная. Надевалась она только один раз — в момент крещения ребенка, и после этого всю жизнь сохранялась и сжигалась матерью после смерти казака вместе с первой срезанной прядью волос. 

Для казачонка очень важным этапом было получение первых штанов, так как именно с этого времени его начинали учить верховой езде. И в сознании ребенка навсегда соединялось получение штанов и первые уроки мастерства, без которого казак своей жизни не мыслил.

«Настоящими штанами» считались шаровары, либо брюки, но даже на «малявочную» одежду казачонок требовал и до сих пор требует нашивки лампасов. Лампас возник в глубокой древности. Так кожаным лампасом кочевники Великой степи от скифов до бродников прикрывали боковой шов штанов. У казаков же он приобрел значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету – к войску, стал символом освобождения от всех видов государственных платежей, казачьей независимости и национальной обособленности.

Лампасы были узаконены царским правительством, как символ того, что их владелец не платил податей казне. Право на лампасы и околыш имели, например, дворяне, но, ни в одном войске, ни в одном сословии лампасы не стали частью национального костюма, как у нас, казаков. В гвардейских полках не носили лампасов, однако казаки служившие там, вернувшись домой, нашивали их.

Гражданская война породила врубленный лампас и пришитый погон как знак того, что человек решился умереть, но не изменить данному слову и своему решению. Намертво пришитые погоны, которые нельзя сорвать, или погоны, по бедности нарисованные химическим карандашом на гимнастерке - казачье изобретение, существовавшее и в Великую Отечественную войну. Лампасы, не пришитые поверх брюк (шароваров), а «врубленные» в шов, сохранились у казаков до наших дней.

Именно символика независимости и национальной обособленности объясняет жестокую борьбу с ними большевиков, которые, что называется, огнем и мечом пытались уничтожить даже память о всей казачьей атрибутике.   

Основной одеждой казаков был мундир (китель) - происходила военная реформа - менялся воинский мундир - неизбежно менялся и костюм станичников. Однако общие черты, присущие казачьему костюму, красной нитью прослеживаются в казачьей одежде с древнейших времен до наших дней. Так, на фотографиях времен Первой мировой войны и даже послереволюционных можно видеть стариков в мундирах русско-турецкой войны, а в послевоенных и нынешних костюмах, принятых на Дону, легко читаются мундиры и гимнастерки начала века.

Носился также старинный кафтан с открытой грудью, без воротника, который носили издревле донские казаки и уральцы, а в XIX веке получив форменный кафтан, застегнутый наглухо, на петли и крючки встык, казаки кавказских войск пришили к нему газыри-патронташи, и получилась знаменитая черкеска.

Шапка и фуражка казака. У казаков шапка и фуражка овеяны таким количеством легенд, исторических преданий и примет, так слились с судьбою казака, что даже три четверти века геноцида расказачивания, ссылок, истребивших весь казачий уклад, приведших к запустению земли, к забвению обычаев, так и не смогли уничтожить казачью папаху и фуражку. Головной убор был, есть и будет предметом почитания, поклонения и гордости казака. Шапка - важнейший символ казачества, потому что отдать ее казак мог только с головою, а сбитая или сорванная с головы – была для казака смертельным оскорблением. 

Так что же символизировала папаха или фуражка, что означала она? В первую очередь, принадлежность его к казачеству, играя очень большую роль и в гражданской жизни казака, и в семейной. Она была символом юридических прав главы рода, главы семьи, у нее было особое место в убранстве казачьего куреня. Фуражки и папахи без кокард формально принадлежали казакам нестроевых возрастов.

Фуражку убитого или умершего казака везли домой, где клали головной убор на полку перед иконой. Это означало, что защитника в доме больше нет, что защита этой семьи препоручается Богу и христианам. В доме вдовы, где под иконой лежала фуражка, ни старик, ни атаман не смели без разрешения переступить порог горницы, говорили тихо и обращались к вдове либо по имени и отчеству, либо ласково: Катенька, Егоровна-голубушка... Если женщина вторично выходила замуж, то ее новый супруг после венчания фуражку прежнего хозяина убирал. Тайком, в одиночку, нес фуражку к реке и опускал ее в воду со словами: «Прости, товарищ, но не гневайся, не грехом смертным, но честию взял я твою жену за себя, а детей твоих под свою защиту... Да будет земля тебе пухом, а душе — райский покой...».

Атаман носил особую высокую шапку, которая ему не принадлежала, как и кафтан особого покроя из дорогого материала. Шапка была знаком его атаманства и принадлежала казачьему обществу. При выборах атамана, каждый кандидат или каждый выступающий, выходя в круг, снимает шапку, а если их несколько, то все они при выдвижении сидят без шапок. Все остальные казаки круга сидят в головных уборах, но как только атамана выбирали, роли менялись. Атаман торжественно надевал атаманскую шапку, а все казаки без исключения снимали головные уборы, признавая с этой минуты волю атамана над их головами.

В период с 1919 по 1946 год традиционную казачью форму то запрещали, вплоть до расстрела за лампас, то снова разрешали; а с 1946 года окончательно запретили её ношение и только в конце 80-х годов XX века казачий национальный костюм начал возрождаться из небытия...

Сегодня в Казахстане некоторые «доброжелатели» казачества упорно называют казачью справу военной формой, преподнося её ношение как показатель сепаратизма казачьего движения, и даже как угрозу сохранения межнационального согласия в нашей стране.

В этом случае предлагаю просто ознакомиться с содержанием Указа Президента Республики Казахстан «О военной форме одежды и знаках различия военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан», в котором дается понятие военной формы и знаков различия.

Приведём выдержки из официального текста Указа: «военная форма одежды это форменная одежда с погонами (обмундирование), определяющая принадлежность военнослужащих к Вооруженным Силам, другим войскам и воинским формированиям»; «знаки различия - (нашивки, шевроны, шитье, погоны, кокарды, персонифицированные знаки, нагрудные знаки и иные военно-геральдические знаки), обозначающие принадлежность к видам Вооруженных Сил, родам войск, другим войскам и воинским формированиям»... Как говорится комментарии излишни.

 

Казачья прическа

основы прическа

Особой легендой овеян знаменитый казачий чуб и косо посаженная фуражка. Хотя никаких специальных указаний по этому поводу не имелось, казаки упорно носили чубы и заламывали шапки на ухо. Здесь уместно заметить, что чубы казаки носили на левую сторону, так как считалось, что слева у человека чёрт (который на худое дело толкает), а справа ангел (который на добро вдохновляет). Вот своим чубом казаки как бы и смахивают чёрта.

основы прическа 1

А вот древний обычай, связанный с волосами: когда казаки хоронили друга, чаще всего предательски убитого, то бросали в могилу пряди волос, срезанные или вырванные из чубов, что означало их клятву мстить врагу без пощады. Вырванная из чуба прядь всегда означала «проклятие», потому что, чуб у казаков означал связь с богом, и считалось, что за чуб Бог во время битвы, вытащит казака в рай.

В давние времена казаки носили три широко известные прически. Казаки-черкасы оставляли хохол по всей гладко выбритой голове (похожая на эту современная прическа называется «ирокез»), он дал основание для насмешливого прозвища украинцев. Такую прическу носили казаки, прошедшие инициацию, т. е. обряд посвящения мальчика в мужчины. Любопытно, что у соседей казаков — персов, само слово «казак» и означает «хохолок».

Вторая редкая прическа — оселедец, которую носили только воины. Оставление одной пряди волос на выбритой голове — обряд, восходящий к древнейшим временам. Так, у норманов «оселедец» означал посвящение одноглазому богу Одину, его носили воины — слуги Одина, и сам бог, а славяне-язычники, воины Святослава Киевского, тоже носили оселедцы. Впоследствии «оселедец» стал символом принадлежности к воинскому ордену запорожцев. 

Казаки среднего Дона, Терека и Яика стриглись в «скобку», когда волосы подстригались в кружок — одинаково спереди и сзади. Эта прическа называлась «под горшок», «под арбузную корку» и т. д. Срезанные волосы в правилах всех древнейших магий имеют огромную силу, поэтому их тщательно прятали, закапывали в землю, опасаясь, что волосы попадут к врагу и тот совершит над ними заклинания, причиняющие порчу.

Во всех казачьих землях сохранился древнейший обычай первой стрижки ребенка. Когда мальчику исполнялся год, крестная мать, в окружении женщин-родственниц, но без матери родной, которая не присутствует и при крещении ребенка, усаживает его на кошму и первый раз в жизни стрижет.

 

* * *

Подводя итог, добавлю, что наши казаки являются полноправными гражданами Казахстана и, в соответствии с Конституцией, имеют право на свободу объединений, деятельность которых регулируется законом. Как сказал Президент Республики Лидер нации Н.А. Назарбаев: «Казаки - наши земляки. Пусть они возрождают свои традиции и обряды. Но по законам нашей суверенной республики недопустимы автономизм, экстремизм и территориальные претензии. И в случае их возникновения надо следовать закону». 

Любителям же создавать ажиотаж вокруг организаций казачества, с целью внушить, что это военизированные формирования, а поэтому их деятельность антигосударственна и угрожает государственному суверенитету, хочу напомнить, что признаком военизированного формирования (структуры) является, в первую очередь, наличие вооружения, которое предназначено для использования с целью достижения каких-либо политических целей. Само же определение «военизировать» означает - приспособить к военным условиям, перевести на обслуживание военных нужд, организовать на военный лад.  

 

Игорь Великий, начальник юридического управления Координационного Совета