Настоящая беда казахского языка в чиновниках

События

 
 

Настоящая беда казахского языка в чиновниках

Модернизация 3.0 предусматривает поэтапное внедрение в Казахстане трехъязычного образования. Однако по-прежнему эксперты в области обучения казахскому языку отмечают отсутствие эффективных методик и заинтересованности государства в их разработке.

Каз яз 

«Ситуативный казахский» Каната Тасибекова разошелся многотысячным тиражом. И случилось это только потому, что автор книги смог доступно подать материал любому «чайнику». Детские сады, школы и вузы же продолжают использовать в своей работе материалы, чья эффективность не доказана, и это видно всем. Почему? Об этом и многом другом Канат Тасибеков рассказал медиапорталу 365info.

«— Я не профессиональный лингвист или методист», — говорит Тасибеков. — Я обыкновенный человек, который решил выучить казахский язык, выучил его по своей собственной методике и решил ею поделиться с соотечественниками. Мою методику воспринимают и используют на различных курсах. Но как только дело доходит до Астаны, я вынужден стучать в закрытые двери.

С 2012 года, после того как вышла моя первая книга, в профильном комитете по языкам сменилось чуть ли не 5 председателей. И ни один из них не находит времени, чтобы выслушать и обратить внимание на мои предложения

Каждый раз, когда еду в Астану, звоню в приемную и прошу организовать встречу с председателем, чтобы поделиться опытом. Последняя поездка была сразу после нового года. Я заранее позвонил в приемную, мне назначили время, я пришел. Но потом выяснилось, что председатель принять меня не может. Вышел его заместитель, спросил, с чем я пришел. Я ответил, что хотел познакомиться с председателем, поделиться своими мыслями и идеями. Он протянул мне руку со словами: «Давай мне свои идеи, письменно же есть что-то с собой?». А я ничего с собой не принес, потому что предыдущему председателю уже сдавал свои материалы. У меня там были проекты по обучению казахскому языку в трех направлениях. Во-первых, по интернету (сайт, вебинары), во-вторых, по телевидению (учебный телесериал и программа наподобие «Тіл ашар», в-третьих, планы по организации курсов казахского языка для взрослых по моей методике (включая обучение с погружением).

Мне было сказано, что раз ничего нет в письменном виде, то и говорить не о чем. Устно что-то обсуждать, как мне сказали, у чиновников времени нет

Я, кстати, поинтересовался, где мои бумаги, которые уже заносил. Оказалось, что их нет. То есть председатели друг другу ничего не передают, преемственности ноль.

— Между тем ежегодно из бюджета на работу по развитию казахского языка выделяются немалые деньги.

— Мне как-то говорили, что раньше это было в районе миллиарда тенге в год, дальше бюджет стал сокращаться. Но есть и другие мнения, что расходы государства на решение проблемы казахского языка составляют едва ли не 10 млрд тенге в год. В открытых источниках я такую информацию не нашел, зачем мне считать чужие деньги. Но за идею обидно. За 5 лет я понял, что чиновникам языкового комитета я неудобен, ненужен и неинтересен. У них какая-то наработанная колея по имитации бурной деятельности, в которую таким как я доступ ограничен.

Когда я проводил презентацию моего третьего тома в Астане, то заблаговременно позвонил в комитет и пригласил их поприсутствовать. Денег не просил. И что вы думаете? Никто не пришел. Повторилась картина, как и во время презентации второго тома — было приглашение, обещали прийти, но никого не было. Ну нет у людей времени.

Система работы ведомства так построена, что проводятся какие-то конференции, собрания. На них встречаются люди, которые сами прекрасно знают язык. Они между собой обсуждают плачевное состояние обучения казахскому языку. Для этих людей покупают билеты, бронируют гостиницы, печатают раздаточные какие-то материалы.

На поверку выходит, что ситуация с государственным языком в стране всех устраивает, канал расходования бюджетных денег налажен

Проследить, куда они расходуются, достаточно сложно — не проверишь же, кто выучил язык за государственный счет. Но я думаю, если все потраченные за 25 лет деньги разделить на каждого жителя страны, то каждый казахстанец уже бы самостоятельно выучил казахский язык.

— Помимо частой смены власти языковой комитет постоянно подвергается реорганизации. Теперь он называется комитетом по развитию языков и общественно-политической работы. До этого был вместе с архивами.

— Я считаю, что при существующем положении казахского языка в стране это должен быть не комитет, а целое министерство. И только по языкам, без всяких «и». Но моя гражданская позиция не совпадает с государственной. Люди у власти считают нормальным смешать язык с архивами или общественно-политической работой и засунуть его в Министерство культуры. И да, еще назвать комитетом по развитию языков. Сама дефиниция неверна. Проблема в Казахстане какая? Что в стране люди не владеют государственным языком. Значит задача какая? Научить их языку. Следовательно, и комитет должен быть по обучению языку, а не по развитию. Кто может развивать язык? Его развивают великие личности, писатели, поэты, выдающиеся лингвисты, а не приходящие чиновники. Задача комитета — наладить обучение казахскому языку людей всех возрастов.

— За полгода можно запросто освоить разговорный английский…

— Я всегда говорю, что в стране нет эффективных методик. На меня все кидаются с критикой — как это так, люди вон занимаются? Много методик, да, дорогие мои товарищи-методисты, но эффект от них какой? Я, например, в свое время, прошел 10-месячные курсы обучения французскому языку, что позволило мне без труда почти 4 года прожить во Франции, где я не испытывал никаких затруднений.

У французов есть понятие «франкофония» – пропаганда и обучение французскому языку людей по всему миру

Что происходит у нас? Мы даже своих казахов не можем научить. Вот я по приглашению казахских диаспор езжу в Россию. Был Москве (за свой счет), в Тюмень и Омск деньги на мою поездку собирали тамошние казахи. А что, суверенному Казахстану совсем нет дела до российских казахов, которые опасаются за потерю национальной идентичности? Национально-культурная автономия казахов Москвы, например, писала письма в комитет по языкам, акимат и еще куда-то, чтобы они профинансировали мою образовательную поездку. Но даже ответа не пришло. В итоге я купил билеты и полетел за свой счет.

Я не богат, но в том, что делаю сейчас, вижу смысл своей жизни. Это я к чему? К тому, что у государственных чиновников вообще нет никакого интереса заниматься своими прямыми обязанностями.

 

Александра АлЕхова

www.365info.kz

 

ОТ РЕДАКЦИИ. Координационный Совет русских, казачьих и славянских организаций не раз поднимал тему распределения средств, выделяемых на изучение государственного языка, неоднократно пытался получить ответ на вопрос, куда делись 20 миллиардов тенге, а по нынешнему курсу это свыше 50 миллиардов, выделенных на обучение казахскому языку граждан республики, на что потрачены такие колоссальные средства? Ответа до сих пор нет, но догадаться, куда ушли эти деньги не составляет труда...