Формирование и становление самосознания российского казачества в современных условиях

Анализ современного состояния и пути формирования и становления самосознания Российского казачества. Этот процесс проходит в период формирования новой государственности в России, поэтому он сложен и противоречив. Идут научные теоретические поиски, проверяются первичные практические опыты. Традиционные казачьи ценности становятся духовной основой неформальной идеологии большей части социума.

Самосознание казачества 2

Проведем анализ.

Современный процесс формирования и становления самосознания Российского казачества характеризуется не только выстраиванием принципиально новых и восстановлением утраченных во времени лет духовных ценностей, но и поиском таких структурных форм организации, которые отвечали бы требованиям современности.

Казачество, являясь носителем своеобразного этнического самосознания, за многие века своего бытия в постоянных войнах с внешними врагами выработало свои специфические формы быта и самосознания.

Самосознание казачества 1

Актуальность проблемы состоит в том, что самосознание современного казачества оказывается единственным источником неформальной идеологии не только для подрастающего поколения, но и является ориентиром для многих групп населения России.

Казачество имеет богатую многовековую историю, которая тесно переплетается с историей российского государства, что дает возможность проанализировать и определить основные черты развития его самосознания в социально-политическом и психологическом аспектах.

Самосознание и духовность русского казачества в период Российской империи формировалось в сложных и порой противоречивых условиях. Пытаясь сохранить свою идентичность и хоть какую-то юридическую свободу, казачеству приходилось на основе своих духовных ценностей строить государственность, искать единомышленников и т.д. Периодически заключая тактически выгодные союзы с Польшей, Турцией (через крымских ханов), с Русью - Россией казачество проигрывало в стратегии, которая заключалась в однозначном выборе союзников.

Важным шагом за всю историю Украины, было конечно, решение Переяславской Рады 8(18) января 1654 года, которым завершилось движение за воссоединение с Россией её исконных земель – Украины (Окраины), которое особенно усилилось во время Освободительной войны 1648 -1654 г.

Это было одним из основополагающих факторов для формирования самосознания казачества как единого целого славянского этноса.

Так исторически сложилось, что эта часть бывшей Руси располагалась на перекрестии экономических, политических и географических путей между многими государствами центральной Европы. Здесь сложился конгломерат духовных, экономических и политических интересов которые и формировали характер местного казака, от вольности до вынужденной покорности более сильному соседу.

Царская Россия, не имея сил сформировать рабское самосознание столь непокорного народа, тем не менее, с одной стороны урезало его вольности, а с другой выделяло им привычную сферу деятельности – военную. Утвердив статус особого сословия для выполнения военных, приграничных, полицейских и иных государственно - значимых функций.

Февральская, а затем и Октябрьская революции 1917 года, поставили перед русским казачеством опять проблему выбора – с кем идти? Президент России В.В. Путин отмечал, что казачество в эти годы было подвергнуто жестоким репрессиям, практически геноциду…., но оно сумело выжить, сохранив свою культуру и традиции…Эти сложные и противоречивые события замечательно описаны великим русским писателем М. Шолоховым в романе «Тихий Дон».

Казаки пытались создавать свои «вольные государственные структуры»: Кубанскую народную республику, Донскую, Терскую, Уральскую, Сибирско-Семиреченскую и Забайкальскую казачьи республики, процесс формирования которых был исторически обречен, т. к. для самостоятельности необходимы экономическая и политическая самодостаточность, чем данные формирования не обладали.

Предпринятые попытки создания государственных казачьих образований жестоко пресекались новой властью с применением физического уничтожения всех носителей традиционного казачьего самосознания.

Партийными директивами предписывалось проведение на местах захвата казачьих земель переселенцами из числа крестьян разных российских губерний, что в целом соответствовало государственной политике того времени по «истреблению казачества как класса….»

Можно утверждать, что на данном этапе исторического развития, процесс формирования самосознания казачества остановился, что было связано с духовной деградацией, уничтожением традиционных мировоззренческих устоев и вековых традиций казачества.

По мере расширения социалистического строительства в стране одновременно шла и ликвидация остатков политико-правовых основ российского казачества как социально-политического института.

Однако, советская власть понимала, что полностью искоренить дух казачества невозможно и она пошла испытанным путём: казакам была предоставлена возможность, начиная с 1936 года, проходить службу в рядах Красной Армии.

Таким образом, внешние условия формирования самосознания совпали с традиционными казачьими ценностями – защита Родины, к чему казаки готовились веками. Но понятие Родина воспринималось большей частью казачества не в идеологических трактовках советской власти – ещё свежи были духовные, да и физические раны, нанесённые казачеству этой властью.

Это трагедия многих казачьих слоёв, которые вынужденно исполняли воли других народов, ломая собственную идентификацию, калеча собственное самосознание.

Анализ показывает, что в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. и в последующие годы, повышение социального статуса казачества не происходило. Советской власти так и не удалось в полном объёме создать «красное казачество» - предпринимаемые усилия оказывались непоследовательными, малоэффективными и не обеспечивали его реинституционализации. Создание казачьих общественных организаций не допускалось, и только с конца 80-х гг. XX века, появляются отдельные предпосылки для массовой самоорганизации этой социальной общности, претендующей на этноним «казачество», и признание её правопреемником исторического казачества.

Сохранившиеся в глубине казачьей культуры отдельные детерминанты самосознания привели к необходимости получения высокого статуса и необходимых функций общественно значимого социального института под названием «возрождение казачества». В обществе без идеологии, казачество оказалось единственным социальным слоем способным эффективно проводить военно-патриотическую работу с подрастающим поколением.

По различным экспертным оценкам от 4,5 до 7 миллионов граждан России и ближнего зарубежья идентифицируют себя с казачеством.

Ещё в 2012 году Президент России В.В. Путин подчеркивал важность и необходимость военно-патриотической работы, проводимой казачеством.

Институциональный подход к изучению явления самосознания казачества приводит к необходимости формирования новых подходов, и в целом к «неотрадиционализму», ибо трансформация этой социальной общности претендует на поиски нестандартных направлений по её изучению.

Разрозненные подходы отдельных специалистов по обобщению направлений деятельности федеральных и региональных органов государственной власти по вовлечению казачьих организаций в общественно-полезные работы не имеют системного характера, нет четкой перспективной концепции государственной политики в отношении казачества, в результате чего взаимодействие государства и всевозможных организаций казаков отличается неустойчивостью.

Решая в ближайшей перспективе весь комплекс нерешённых накопившихся проблем мы, несомненно придём к полному восстановлению социально-политического института казачества в системе национальной безопасности государства. Парадигма исследования российского казачества как славянского субэтноса с собственными специфическими отличительными чертами базируется на признании исторических факторов формирования казачества всей предшествующей истории.

Именно казачество, как социальный слой, является хранителем и носителем высоких духовных и нравственных ценностей, основанных на самосознании и необходимости сохранения этой константы, трансформируя её в современную реальность.

Уже принят ряд документов, которые несколько упорядочивают правовое положение казачества, так например, федеральный закон от 05.12.2005 года «О государственной службе российского казачества» предусматривает определенную нормативно – правовую базу, которая служит основанием для привлечения к государственной или иной службе казачьих обществ.

Однако, казачье сообщество считает, что этот документ устарел, необходима его коренная переработка с обязательным внесением положений и направлений по формированию элементов самосознания. Тем не менее, процесс формирования самосознания Российского казачества в современных условиях идёт, основу его составляют сложившиеся исторические традиции и поиск новых путей его формирования.

Попытка отдельных казачеств стать реестровыми казаками в своей массе не имеет исторической перспективы. Милиционные, территориальные (иррегулярные) войска в эпоху все большей профессионализации военной службы даже внутри Российской армии не могут быть поставлены наравне с ними. Казаки это должны осознать и принять альтернативу - развитие своего сообщества в рамках территориально-культурной автономии, а не собственного «квазигосударственного образования» с программой политической самостийности.

Возможны чисто милицейские функции на территории автономии - поддержание общественного порядка, традиций казачьего круга, религиозных верований и т.п.

Поэтому в наше время остро стоит необходимость доработки Концепции государственной политики по отношению к казачеству, где одним из направлений должно быть раскрытие самодостаточного механизма формирования его самосознания.

Перенеся вековые гонения, тем не менее, казачество воспитывает себя, своих детей в духе воина – защитника, проповедуя высокие духовные идеалы и ценности по защите своей Родины. Выступая на открытии «Первого большого съезда казачьих духовников», Святейшей Патриарх Кирилл отмечал, что казаки должны не только защищать свою Родину, но своей деятельностью способствовать единству, согласию и примирению общества…противостоять разрушению суверенитета государства…., потому что корни казачества в этом суверенитете…

Основной фундаментальной ценностью казачества, формирующей его самосознание является ценность патриотизма. «…Глубинный процесс переоценки патриотических, духовно-нравственных ценностей в российском обществе обозначил новое понимание…»рассматриваемой проблемы. Патриотизм казачества имеет своими истоками любовь к своей Родине, свободе, вольности в сочетании с любовью к своей семье, соплеменникам и соратникам. Патриотизм казачества предполагает служение своему народу, духовно единому на основе православия.

Эти черты патриотизма взаимосвязаны между собой, они прошли испытание временем, они не существуют порознь, а взаимно дополняют друг друга. Воплощение этих ценностей в практическую жизнь и формирует своеобразие осознанного казачьего патриотизма.

 

Летуновский П.В.

доктор политических наук, профессор Смоленского государственного университета

Панов А.И., доктор политических наук, профессор Московского государственного областного университета.

Опубликовано в Альманахе «Казачество» № 25. 2017 г. стр.7-15