История происхождения казаков,

События

 
 

История происхождения казаков,

как отдельного самобытного народа с X века и его значение для Русского государства. 

(некоторые фрагменты из книг А. Оловинцова)

 история проис kazachestva-6

 

«Граница породила Казачество,                                                                                                    а казаки создали Россию»                                                                                                   Л.Н. Толстой

 

«Прежде чем ругать темноту,                                                                                                      нужно зажечь свою свечку»                                                                                                  Даниил Гранин                                         1919-2017г.г.

 

 

 история происхожден

Казаки, как отдельный самобытный народ, в истории известен с X века. Это по данным историков:

1.    Арабских: ал-Масуди, который посетил Северный Кавказ и перечисляет тамошних жителей: лакзы, аланы, хазары, казаки; что они сильные и выносливые племена и занимают земли западнее хазар и алан. Использует форму написания «кашак-касак»

2.    Персидская летопись Xв. «Гудуд ал Алэм», в которой Приазовье и Тамань называет «Землей Касак».

3.    Будущий византийский император Константин VII Багрянородный в молодости (начало Xв.) посетил Крым, Тавриду и Северный Кавказ писал, что страна Казахия находится рядом с Аланией у подножья Кавказских гор. Казаки охраняют южные рубежи Хазарии, где они проживают, от проникновения через горы арабов и персов.

4.    В 1660 году в Европе была опубликована переписка посла Кордовы Хасдсей ибн Шафрут с правителем Хазарии Иосифом, которая состоялась в X веке.                                                                                                            – Какому народу принадлежит каганат?                                                                          - Касаелi.                                                                                                                            То есть, стране Казаков. Это ключевая фраза первого лица государства. Далее Иосиф говорит: «…все аланы, все живущие в стране Каса…. Все платят мне дань ».                                                                         То есть, «страна Касанья» Багрянородного и  «страна Каса» хазарского Иосифа  означает одну и ту же страну

После своей победы над «хазарской химерой», Киевский князь Святослав (966-972гг) разрешил казакам (а они служили на стороне князя), занять для населения полюбившиеся им земли Нижнего Дона, Тамани и Кубани, где в последствии Киевский князь Мстислав создал Тьмутараканское княжество. А часть казаков переселил на Днепр, южнее Киева, для охраны южных рубежей своего государства. Вот та точка отсчета,  когда появились запорожские казаки.(X век).

история происхождения svadebnye tradicii

После гибели Хазарского каганата 966г., остатки его населения вошли в состав державы Томатороканской,  в дальнейшем в русских летописях упоминаются как Черные Клобуки, Бродники, Пятигорцы, Черкассы, а потом и Казаки.

Имя черные Клобуки (по русским летописям) было для них всех общими давалось им по внешнему признаку. Черные клобуки – это черные барашковые шапки. Этот головной убор стал бытовым подднепровских чекрасов, а потом и для всех украинцев. Черные клобуки, в состав которых входили токри, печенеги, берендеи, ковуи оседали в пограничных оседлых государствах, охраняя их от своих же сородичей.

Для Руси  черные клобуки были незаменимы. Сами степняки, знавшие военное искусство своих противников, будучи кавалеристами, лишь одни были в состоянии догонять и ловить уходивших с награбленной добычей половцев, сами быстро нападали на них, были превосходными разведчиками.

Русские летописи пестрят сообщениями о военных союзниках киевских князей с черными клобуками.

По данным академика М.С. Грушевского, в распоряжении киевских князей черных клобуков в качестве воинских дружин составляло до десятка тысяч.

По умершему князю Изяславу (ум.  в 1154 г.) черные клобуки «плакася по нем…яко по отци».

В XIII в прозвище черные клобуки вообще исчезает из летописей, в хрониках и актах появляются их новые имена – Черкасы и Казаки

Слово «казак», как его произносят русские и «қазақ», как его произносят современные казахи, происходит от одного и того же глагола «қамақ» - «бродить». Поэтому «бродники» из русских летописей – это первоначальное название тех же казаков, только несколько переиначенное.

история происхождения

Ранний русский историк И. Волгин выяснил: «В 1282 г. баскак Татарский Курского княжения, призвав Черкас из Бештау или Пятигорья, населил ими слободы под именем Казаков». Но эти Казаки, «не обретши себе безопасности там, ушли в Канев к Баскаку, который назначил им место к пребыванию ниже по Днепру. Тут они построили себе городок, или приличнее, острожок и назвали Черкасы, по причине, что большая часть из них была породою Черкасы». А князь Дмитрий Вишневецкий, когда перешел на службу из Литвы к царю Ивану Васильевичу, построил на Дону город Черкасы, как бы столицу донских казаков.

 

Предыстория казаков

 

Ко II веку на кочевых просторах прежней Азиатской Скифии а потом Сарматии установили свое владычество ассы – аланы. От них сохранилось много исторических и археологических памятников. По описанию римского историка IV в. Аммиана Марцеллина аланы: « За редким исключением, все аланы люди высокого роста и большой красоты, их волосы почти лишены цвета…. Они не имеют понятия о рабстве, потому что сами происходят от благородных корней ».

Еще в IV веке, проживая на Дону и Приазовье, ассы-аланы (предки казаков) были уже христианами, о чем свидетельствуют протоколы Первых Вселенских Соборов.

Это – Никейский, Константинопольский, Эфесский, Халкедонский, Константинопольский Второй, Константинопольский Третий и Никейский Второй. Собравшиеся после этого ЦС считаются Соборами Поместными, т.е. выражающими частную волю разделившихся христианских Церквей. Высшие духовные иерархии Казачьей земли принимали участие во всех Вселенских Соборах; подписи епископов и митрополитов Томи и Таны (Тамани и Дона), Скифии Боспорянской и Боспора сохраняются в актах до наших дней. Под актом Первого Вселенского Собора (325г.) подписался епископ боспорский Донн, Второго (381г.) – епископ Томи и Таны Геронтий (подпись – между епископами азийскими), Третьего (431г.) – Тимофей, епископ Скифии Томитанский, Четвертого (451г.) – Евдоксий, епископ боспорский и Фетотим, митрополит Томитаны и прочей скифии, Пятого (553г.) – епископ Томитаны и прочей Скифии, Пятого (553г.) – епископ Томитаны Александр и митрополит боспорский Иоанн, Седьмого (787г.) – подпись заместителя боспорского епископа Андрея.

В библиотеке Ватикана хранится экземпляр «Псалтыря» гуннов, написанный на тюркском языке древними рунами, который в середине V века в городе Тан на Дону получил у гуннов епископ Александр.

Иоанн Златоуст говорит, что Скифы, Сарматы и Индейцы (Синды Черноморские) имели уже в его время (IV в) слово Божие на собственном языке. Это самое древнее свидетельство о принятии христианства в Приазовье. Имена епископов славянские.

Таким образом, получается, что христианство в Придонье было принято на 6 веков раньше, чем в Киевской Руси.

И что совсем интересно, эти древние храмы Алании сохранились до наших дней. Были показаны по ТВ в июле 2017 года. Крыши у них конусные - шатровые, как в древних храмах Армении и Грузии.

Еще первый русский ученый М.В. Ломоносов (ум в 1765г.) говорил: «Казаки разговаривают на языке, похожим на татарский…» Первый корифей науки зрил в корень.

Во времена Шишкова А.С. (1754-1841гг.), президента Российской Академии наук с 1813 года, у нас господствует славянщина. Переделка языка на старославянский с включением в русский язык сербских и церковнославянских слов по решению Синода, жить по законам правительства, смена конфессий (замена тигрианства на христианство).

- Асс-аки (казаки) разговаривали на языке, на котором говорили наши предки, около трех тысяч лет назад и пользовались им вплоть до XIX века. 

В повести авторитетного русского писателя Л.Н. Толстого «Казаки» - дома, меж собой, казаки говорили на своем домашнем языке, по-татарски.

- «Донских, запорожских и малороссийских Асс – Аков должны почитать за один Народ по образу жизни, языку, домостроительству, одежде, вероисповеданию» - писал в 1696 году английский адмирал Крюис Голалнс, проживающий в этот год на Дону.

- …Язык Челла (древних) К`Асс – Аков (Казаков) не имеет ничего общего со словарем В.И. Даля, ввиду чего всплывает на поверхность явный подлог, и чего нельзя было допустить по политическим соображениям. Даже позднейшие историки А.Филимонов в «Очерках Дона» в середине XIX в. и В.Ф. Соловьев в своей брошюре «Особенности говора Донских казаков в 1990г.» писал, что К `Аз(Асс) – Аки не славяне».

Один из лучших исследователей казачества, потомственный казак А.А. Гордеев в своей книге «История казачества» писал: «Казаки, по происхождению, ничего общего с русским народом не имеют и в прошлом, принадлежали к народам, пришедшим из Азии,  в последствии обрусели, приняли русский язык и религию».

Генерал А.И. Ригельман, собиравший материалы по истории казаков, писал, что в конце XVIII начале XIX веков донские казаки считали, что они не русские люди, а происходящие от черкесов и других горских людей, но обрусевшие, живущие в России. Кто же их «москалями» называл, тем отвечали: «я не москаль, а русский, и то по  закону и вере православной, а не по природе».

В XVIв произошло образование двух казачьих «речных республик» на Дону и Нижнем Днепре, которые послужили крепкими очагами возрождающейся казачьей независимости и главным центром объединения казачьей народности.

Российская Академия наук в 1744г. говорит о казаках: «Сие есть древнейшее казацкого народа население упомянутое».

В 1807 г. была выпущена Всеобщая география Российской империи, написанная профессором Московского университета Е. Зябловским, которая много раз переиздавалась, и десятки лет служила единственным пособием по географии России для средних школ. Там, между прочим,  сказано: «§ 81. Земля Донского казачества».

Все дипломатические, военные и хозяйственные вопросы Москва решала с казаками через Иноземный приказ, а потом через Посольский приказ, т.е. по-современному, через Министерство иностранных дел. И только с 1723 года все царские указы и постановления из Москвы стали поступать на русском языке (а раньше на татарском арабскими буквами).  И что особенно важно: Петр I решил извести казаков законодательным способом – мол, казаки – это не народ, а воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной воинской службы.

А большевики, пришедшие к власти в октябре 1917 года, не признавали за казаками вообще никаких статусов, соответственно, никаких прав, за исключением единственного «права», как писал Л. Троцкий - «быть уничтоженными поголовно, как зоологическая среда». Из почти 8 миллионов казаков России, в результате безумной гражданской войны и геноцида, устроенного большевиками, уцелело чуть более трех миллионов казаков, которых в последствии записали русскими.

 

 

Вклад казаков в развитие Русского государства

 

1.    Участие казаков в битве на Чудском озере вместе с князем Александром Невским против немецких рыцарей в 1242 году

2.    Участие казаков в Куликовской битве в 1380 году

3.    Участие казаков во взятии Казани в 1552 году.

4.    Москву связывали с казачьими поселениями общие цели -  борьба с азиатскими ордами и защита от их нападений. Задачей казаков было защищать и отстаивать занимаемые ими земли от нападений окружающих их татарских орд; задача Москвы состояла в том, чтобы обеспечить границы своих владений от тех же азиатских орд. Казаки нуждались в материальной помощи Москвы. Москва  -  в военной помощи казаков. Эти общие цели служили той связью, которая ни при каких обстоятельствах между Москвой и Донскими казаками не прерывалась. Казаки составляли основной костяк Московского войска, потом они стали «пищальниками» и «стрельцами».

5.    Участие казаков в Русской Смуте в 1608-1613 гг.

a)    Битвы с поляками и выдворение их за пределы Москвы. Ополчение Минина и Пожарского составляло всего 3,5 тыс. человек, а казаков 12 тыс. роль казаков в защите Москвы от поляков была решающей. Казаки во многих случаях показали, что они воевали намного лучше дворян и ополчения. Так кому надо ставить памятник на Красной площади?

b)    Выборы нового царя Михаила Романова. Решающую точку поставил атаман Федор Мешаков.

6.    Сибирский писатель В.Г. Распутин написал: « В покорении Сибири казаки сыграли роль исключительнейшую, почти сверхъестественную. Только сословие (?)  людей дерзких и отважных, не сломленных тяжелой рукой русской государственности, чудесным образом смогли сделать то, что  удалось им». За 60 лет они прошли всю Сибирь от Урала до Тихого океана. И какие муки, лишения, и сколько смертей пришлось им пережить при этом? Никто никогда не учитывал. Тысячу раз прав Л.Н. Толстой, когда сказал: «Казаки создали Россию»  замалчивать их героические деяния на благо России было бы не справедливо и безответственно. Историю отечества нужно знать всем, в том числе и гос.чиновникам!

7.    Война 1812-1814 годов. Именно казачьи полки Атамана Платова партизанскими методами разгромили Великую армию Наполеона  и штурмовали Париж в мае 1814 года. Казаки взяли в плен 15 французских генералов, 70 тыс. солдат и офицеров, 500 орудий и отбили 10-15 тыс. войсковых повозок.

8.    Вклад казаков, как авангарда русской армии, в последующих войнах России огромен. Не будем повторяться.

       Должно воздать почет и славу

Всему тому, что в казаках

           За доблесть в битвах, и по праву

  Их честь останется в веках.

                                    Ю.И. Трощей

 

Заключение

Все мы  знаем, что казачество подвергалось самому страшному геноциду в годы советской власти, но оно устояло. Дело в казачьем характере, в принципах казачьей жизни и самоуважении, которое не сломить. Казаки никогда не знали рабства – от сюда их первое и главное достоинство: чувство внутренней свободы. Вместе с тем органической чертой казака всегда была присущая ему любовь к порядку. Гармоническое сочетание этих двух начал   всегда делало из казаков самую верную опору, самый надежный оплот здоровой государственности. Как бы не старались враги нашего государства, внешние и внутренние, даже за долгие десятилетия гонений имя казак так и осталось синонимом патриотизма, бесстрашия и благородства.  Казаки по определению некоторых гос.чиновников – это «исторически сложившаяся культурно-этническая общность людей ». НЕТ! Мы народ, который сложился раньше, чем образовался русский народ, а наши предки приняли христианство на 6 веков раньше, чем Киевская Русь. И в последующие века достойно пронесли свою честь и славу на благо Российского государства. На этом и стоим!

                                                                                                    Председатель

Совета стариков                                                                                                                     Союза казачьих общественных                                                                                                            объединений Казахстана                                                                                                        А. Оловинцов

 

Душу – Богу,

Сердце – людям,

Жизнь – Отечеству,

Честь – никому!

Слава Богу – Мы Казаки!