Так ли страшен для Казахстана «РУССКИЙ МИР», как его малюют?

События

 
 

Так ли страшен для Казахстана «РУССКИЙ МИР», как его малюют?

Так ли страшен2

«Русский мир», исключительно как духовная общность, перестал существовать более десяти лет назад, когда стал разменной монетой в руках политических дельцов. Теперь это понятие низведено до уровня чего-то непотребного и аморального. Чем же так пугает «русский мир»? Насколько опасно распространение его идей для Казахстана? Попытаемся разобраться.

 

 

 

Михаил Киндалев, главный редактор газеты «Казачий курьер», заместитель председателя Координационного совета русских, казачьих и славянских организаций: «Ментальность казахстанских русских отличается от российской русской ментальности».

- Темы, связанные с «русским миром», «русским вопросом», действительно обсуждаются довольно широко. Но, с другой стороны, если говорить применительно к Казахстану, не являются ли эти проблемы надуманными и преувеличенными?

Время от времени в прессе появляются русофобские материалы, посредством которых отдельные личности пытаются заработать очки на этой чувствительной теме. Однако здесь нужно отдать должное официальным властям Казахстана, которые неоднократно пресекали подобные проявления и выступают с позиции языкового и культурного равенства этносов в республике.

Неудивительно, что русское и русскоязычное население всецело связывает свое положение и отсутствие видимых признаков ущемления именно с действующей властью.

Так ли страшен1

В первую очередь речь идёт о главе государства, который был и продолжает оставаться гарантом сохранения статус-кво в отношении всех этнических групп, проживающих в нашей республике.

В отличие от ряда других стран СНГ, у нас никогда не было серьезных межнациональных конфликтов, что стало возможным благодаря Лидеру нации, который двадцать пять лет тому назад создал Ассамблею народа Казахстана. Русские говорят и о других факторах, способствующих межэтнической стабильности и спокойствию в стране. На казахской земле выжить было непросто. Реалии еще той жизни способствовали тому, что люди поддерживали друг друга. А как можно враждовать с тем, кто готов отдать последнее?

Так и сегодня потомки Чингисхана соседствуют в мире и согласии с наследниками Ермака. Ажиотаж же вокруг «русского вопроса», «русского мира» возникает регулярно, но придавать ему слишком большое значение вряд ли стоит. На мир и стабильность в стране, на реальные взаимоотношения между этносами эти «одиночные выстрелы» не влияют. Да, статистика свидетельствует о продолжающемся оттоке русского и русскоязычного населения из Казахстана, хотя эта тенденция не нова и продолжается не первый год. Но хочу отметить, что такой отток не является вынужденным, а обусловлен, как и в любой другой стране, рядом факторов. Основной причиной миграции, что признает большинство экспертов, была и остаётся экономическая составляющая.

Хотя, что скрывать, есть и те, кого пугает набирающая обороты национал-патриотическая риторика. А у некоторых присутствует чувство неуверенности, связанное с их будущим и с тем, какая национальная политика будет в стране после неминуемого транзита власти. Однако чувство неуверенности либо наличие неудовлетворенности не перешли у людей в стремление к самоизоляции или массовой эмиграции, что говорит о перспективе все ещё не реализованной возможности интеграции русских в казахстанский социум XXI века.

В свое время русские попадали в Казахстан разными путями, поэтому и отношение к стране проживания было и остается самым разным. В этой связи их условно можно разделить на две категории.

Так ли страшен

Первая те, кто считал Казахстан продолжением России и временным местом проживания, а потому не был к нему привязан духовно. Эти люди после распада СССР и стали потенциальными эмигрантами. Что касается второй категории, то это те русские, которые срослись с Казахстаном и считают его своей родиной.

Их ментальность разительно отличается от российской русской ментальности, а потому такие люди если и уезжают, то зачастую возвращаются назад. И это уже сам по себе ответ на вопрос о явных и мнимых угрозах распространения идей «русского мира». Нередко приходится слышать претензии в адрес русского и русскоязычного населения, которое, мол, не стремится знать государственный язык. Определенная часть так называемых «экспертов» и в этом видит влияние «русского мира». Но не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понять: такие разговоры время от времени возникают из-за национал-ориентированных общественных деятелей, которые, прикрываясь заботой о казахском языке, на самом деле стремятся получить политические дивиденды, обрести ореол национальных героев, борцов за независимость.

Недаром до сих пор некоторые из них продолжают громко призывать к борьбе с колониальным гнетом, хотя Республика Казахстан уже более четверти века является суверенным государством.

Что касается языкового вопроса, то, с одной стороны, мы видим закономерный и абсолютно естественный процесс формирования национальной идентичности титульной нации, а с другой - наличие некоторых перекосов в этом деле.

Но если подходить объективно, то языковая проблема в Казахстане излишне демонизируется всеми сторонами. В реальности нет русских казахстанцев, которые действительно были бы противниками казахского языка как такового.

Практически не существует и тех, кто возражал бы против обучения своих детей казахскому языку. Русские выступают против политиканства в языковой сфере, против непрофессионализма, который не позволяет решить имеющиеся проблемы, а самое главное - против того, чтобы языковую про­блему постоянно переводили в плоскость межнациональных отношений.

Республиканская общественно-политическая газета «Central Asia Monitor»

 

МНЕНИЕ РЕДАКЦИИ.

Вместе с тем стоит вспомнить и о том, что в свое время государством на развитие и изучение казахского языка были выделены десятки миллиардов тенге. И одним из действенных механизмов эффективного его изучения должно было стать широкое вовлечение славянских и казачьих общественных организаций в этот процесс при пропорциональном финансировании этого проекта.

Однако на сегодняшний день ни Координационный Совет, ни одна из бо­лее чем 30, входящих в его состав орга­низаций, так и не получили от «нашей родной бюрократии» ни одного тиына на его реализацию.

Хочется спросить, где деньги, и какие к нам, русским и казакам, могут быть сегодня претензии?!