Ермак Тимофеевич – князь Сибирский

События

 
 

Ермак Тимофеевич – князь Сибирский

Ермак

Ермак – личность легендарная. Говоря о нём, нельзя с уверенностью сказать, где кончается быль и начинается миф о великом атамане. Зададим себе несколько вопросов.

Происхождение. Хрестоматийная версия происхождения такова: «Родом неизвестный, душой знаменитый». Разные предания дают разные места рождения Ермака. Так Черепановская летопись сообщает, что Ермак родом с берегов реки Чусовая, Средний Урал, левый приток Камы, что протекает по территории Челябинской, Свердловской областей и Пермского края России. Согласно версии русского генерала, наказного атамана Сибирского казачьего войска Семёна Богдановича Броневского является уроженцем Качалинской станицы, что на Дону. Существует гипотеза поморского происхождения «родом з Двины з Борку» ныне Виноградовский район Архангельской области. В вопросе о личности Ермака ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Чаще всего его называют выходцем с вотчин промышленников Строгановых, ушедшим затем «полевать» на Волгу и Дон и ставшим казаком. Другое мнение: Ермак – благородного происхождения… Такой разброс географии происхождения вызывает удивление и наталкивает на мысль о попытке скрыть истину, дав в употребление множество ложных версий.

Имя. Снова обратимся к словарям. Считается что, имя Ермака является разговорным вариантом русского имени Ермолай или Еремей (Ерёма) и звучит как его сокращение. Известный русский писатель, уроженец Вологодчины, В. Гиляровский называет его Ермил Тимофеевич («Москва Газетная»). Другие историки и летописцы производят его имя от Германа. Герман – мужское русское личное имя латинского происхождения; восходит к лат. Germanus (единоутробный, близкий, родной). Это имя, бывшее распространённым в Византии, носил ряд полководцев империи, патриархов и святых. Есть и германская интерпретация: имя Германн (нем. Hermann, двухосновное имя древнегерманского происхождения, образованное сложением компонентов heri – «войско» и mann – «человек»). Разговорная форма имени – Ерман; народная форма – Ермак. Согласно ещё дореволюционной версии донского историка Е.П. Савельева, на «тюрко-монгольском наречии» слово Ирмак означает «стремительно бьющий ключ», а на татарском глагол ярмак (Жармак) означает «рассекать», «разрубать», «раскалывать».У казахов есть имя Ермек, которое означает «утеха», «забава», «веселье». Еще одна летопись, считая имя Ермака прозвищем, дает ему христианское имя Василия. Иркутский историк А.Г. Сутормин утверждает, что полностью имя Ермака звучало как Василий Тимофеевич Аленин. Получается с именем тоже всё неоднозначно.

Внешность. Сохранилось описание внешности Ермака, приведенное Семеном Ульяновичем Ремезовым в его «Ремезовском летописце» конца XVII века. Согласно Ремезову, отец которого – казачий сотник Ульян Моисеевич Ремезов – знал лично выживших участников похода Ермака, знаменитый атаман был «вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом (то есть ростом) середней, и плоск, и плечист».

Рассуждая о казачьем атамане Ермаке Тимофеевиче, необходимо понимание, на фоне каких событий русской истории происходило становление его как личности. Что сформировало характер и мировоззрение Ермака. Попробуем переосмыслить события того времени опираясь не на хрестоматийную историю, а на работы А.Т.Фоменко и Г.В. Носовского по «Новой хронологии».

И так, по версии Фоменко-Носовского данные о правлении последнего русского царя династии Рюриковичей – Ивана Васильевича IV (Грозного) сфальсифицированы. По официальной истории царь Иван Грозный правил с 1547 по 1584 годы. Однако, по мнению ученых, царь Иван Васильевич «Грозный» образ собирательный, и в этот период правили последовательно четыре царя. Первым был сам Иван IV, правил он примерно шесть лет с 1547 по 1553, за этот период 1552 году произошло взятие Казани. В 1553 году царь тяжело заболел и заставил бояр присягнуть своему малолетнему сыну Дмитрию. С 1553 по 1563 год на троне находился сын Ивана Грозного Дмитрий, а страной управлял опекунский совет (избранная рада), во главе которой становятся протоиерей Благовещенского собора Сильвестр и боярин Алексей Фёдорович Адашев. За время царствования Дмитрия Ивановича в 1557 году русские одержали победу над Астраханским ханством, а 1558 году начали войну с Ливонией. В 1563 году юный царь погибает. И на трон возводится младший сын Ивана IV – Иван. На тот момент ему было около 10 лет. Избранная рада упраздняется, а опекунами малолетнего царя становятся родственники по матери Романовы-Захарьины. В 1564 году учреждается Опричнина, начинается избиение старой русской знати. Наконец терпение военной знати лопнуло, и в 1571 году Москва была взята противниками Романовых. Началось разбирательство, которое возглавил Малюта Скуратов-Бельский, а в 1572 году произошло отстранение от власти третьего царя эпохи Ивана Грозного, Ивана Ивановича. В 1572 году взошел на трон сын великого князя Ивана III, и дядя царя Ивана IV, великий князь Семион Иванович, который принял имя Иван. В период его правления в феврале 1582 года, в которой русское войско во главе с воеводой Дмитрием Хворостининым остановило продвижение шведов. Закончилась двадцатипятилетняя Ливонская война. (Кстати, в 1579 году польский король Стефан Баторий повел на русскую землю сорокатысячное войско. Иван IV торопливо собрал ополчение, куда вошли и казачьи соединения. В 1581 году Баторий осадил Псков. Русские войска пошли на Шклов и Могилев, готовя контрудар. Комендант Могилева Стравинский спешно сообщил королю о подходе к городу русских полков. Он очень подробно перечислил имена русских воевод. В самом конце перечня значатся: «Василий Янов – воевода казаков донских и Ермак Тимофеевич – атаман казацкий». Шел июнь 1581 года. В то время атаман Ермак состоял на государевой службе и был хорошо известен не только русской военной элите, но и противнику.)

Скончался царь Семион-Иван в 1584 году и престол перешел к его сыну Федору Ивановичу, а от него к его сыну Борису Федоровичу (Годунову), а после отравления Годунова в 1065 году к его шестнадцатилетнему сыну Федору Борисовичу который находился на троне всего два месяца, после чего его убили. Эпоха Ивана Грозного, это не просто период в нашей истории, это время расцвета Русской империи, время торжества русского оружия. Именно в эту эпоху Русь достигла своего наивысшего могущества.

На таком интересном и трагическом фоне происходили события формирования Сибирского Казачьего войска.

И так, очень кратко, что нам говорит официальная история об основателе сибирского казачьего войска. Нам рассказывают, что Ермак неизвестного рода, батрачил на Строгоновых, бежал на Волгу, попал в плен, бежал с плена с казаками бывшими там же в неволе, добрался до «Дикого поля», в составе казачьих отрядов по приказу царя ушел на Ливонскую войну с которой дезертировал, уведя с собой казаков. Историки утверждают, что Ермак сотоварищи нанялся на службу купцам Строгоновым, на земли которых совершали набеги сибирские татары. Известно, что в 1582 году Ермак Тимофеевич сотоварищи перевалил за Большой камень и пошел на хана Кучума. С Ермаком в Сибирь пошло примерно 550 казаков, которые разбили десятитысячное войско хана Кучума. Победу историки обосновывают лучшим вооружением и выучкой казачьего войска, мол, у казаков были и пушки, и ружья, а татары были вооружены саблями и луками со стрелами. Еще летописи акцентируют внимание на большую набожность Ермака Тимофеевича и защиту его войска вышними силами.

Многие неувязки и нелогичности повествования никак не объясняются.

Предположим, что вся история жизни Ермака – это набор разрозненных фактов, и как следствие – вариативность его прошлого (до похода за Большой камень). Да и после прихода в Сибирь поведение Ермака вызывает много вопросов.

Зададим еще один вопрос; Зачем Ермак в Сибирь ходил?

Оказывается, и на этот простой вопрос не так-то легко ответить. Хотя более уместно его сформулировать так: по чьему поучению Ермак двинулся в сибирский поход?

Существуют несколько точек зрения на причины, побудившие казаков совершить поход, в итоге которого огромная Сибирь сделалась провинцией русского государства:

1.Иван IV благословил казаков, ничем при этом не рискуя;

2.Поход организовали промышленники Строгановы, чтобы обезопасить свои городки от набегов сибирских военных отрядов;

3.Казаки, не спросясь ни царя, ни нанимаясь к купцам, пошли в набег «за зипунами», то есть с целью грабежа.

Ни одна из этих причин, рассмотренная в отдельности, не может объяснить мотивы похода.

Поход по инициативе царя отпадает сразу: царь, узнав о походе, отправил Строгановым грамоту (сохранилось только упоминание о ней) с требованием незамедлительно вернуть казаков для обороны городков, которые как раз в это время подвергались нападению отрядов вогульских князей и воинов хана Кучума, возглавляемых его старшим сыном Алеем.

Версия о Строгановых как вдохновителях похода тоже не годится: отпускать от себя казаков им было невыгодно как с военной точки зрения, так и с экономической. Общеизвестно, что казаки изрядно пограбили их запасы (продовольственные и ружейные), прихватив все, что плохо лежит. А когда хозяева попытались воспротивиться подобному произволу, то им пригрозили «живота лишить». В Москву жаловаться на самоуправство «охранничков» не побежишь, и волей-неволей Строгановы сделались соучастниками сибирского похода. Но думается, что все-таки против своей воли. Здесь, в крепостях, казаки им были гораздо нужнее, и перспектива «покорения Сибири» им и в голову не приходила. Куда там горстке казаков тягаться с могущественным ханством! Даже после успешного захвата сибирской столицы набеги со стороны вотульских князей на строгановские вотчины не прекратились.

Самовольный поход казаков «за зипунами» так же сомнителен. Если речь шла о легкой и богатой добыче, то казакам следовало бы по логике вещей отправиться по старой дороге через Урал в Югру, северные земли Приобья, которые давно уже были московскими вотчинами, где не один раз побывали русские ратники.

Ермаку и его дружине не было необходимости искать новую дорогу в Сибирь и идти на верную гибель против хорошо вооруженных воинов хана Кучума. В югорской земле, где и пушнины гораздо больше, местные правители, уже изведавшие силу русского оружия, были бы гораздо сговорчивее.

Так нет, казаки, рискуя собственной головой, упрямо стремятся на Туру, оттуда на Тобол и Иртыш. По дороге захватывают несколько городков, и поживы должно бы хватить на всех, но Ермак приказывает плыть дальше, до самой Сибирской столицы. У атамана иные цели, скорее личные, чем государственные…

Но вот взята столица Сибири – Искер. Можно бы с почетом уходить обратно на родину, как это и происходило испокон веку во всех войнах. Противник признает себя побежденным, обязуется платить дань, не воевать с победителем – и на этом все заканчивается. Победители возвращаются по домам.

Но Ермак даже не делает попыток замирения с Кучумом. Проходит одна зима, другая, а он преспокойно плавает по сибирским рекам, приводя к «шерсти» (присяге) местное население. Так ведёт себя не просто победитель, скорее это законный правитель, вернувший себе то, что было его по праву

В дружине Ермака какой-то особый народ подобрался, и домой идти не желает, и смерти не боится. И еще один интересный момент: на подмогу казачеству в Сибирь посылается воевода князь Семен Болховский, а вместе с ратниками еще два военачальника – хан Киреев и воевода Иван Глухов. Все трое родовитые бояре, не чета какому-то безродному казацкому атаману! Но нигде в летописях и речи нет о том, чтоб управлять дружиной стал кто-то из них.

На Руси издавна тот выше по чину, у кого происхождение знатнее. Так неужели князь Болховский стал бы подчиняться безродному атаману Ермаку? Правда, к несчастью, князь в первую же зиму умер в Искере, но двое других остались живы и Ермаку подчинились.

Вывод напрашивается сам собой: происхождение Ермака Аленина довольно высокое. Это косвенно подтверждается отчеством - Тимофеевич. Хотя, строго говоря, в те времена имя человека в соединении с именем отца должно было произноситься как Василий (Ермак) Тимофеев сын. Тимофеевичем (с «ич») могли звать лишь человека княжеского рода, боярина. Следовательно, Ермак вполне мог быть выходцем из Ордынских князей сибирской земли, которых затем истребил явившийся из Бухары хан Кучум.

Тогда становится понятным, почему Ермак на этой земле вел себя как хозяин, а не как обычный завоеватель того времени. Кучумом он сводил личные счёты. Поход Ермака был направлен на то, чтобы вернуть сибирский престол и выдворить из Сибири бухарского завоевателя.

Только этим можно объяснить и тот факт, что местное население не поднялось на борьбу с русскими дружинами – во главе их шел один из коренных сибирских князей, свой по крови. Кучум же был для них чужаком.

По летописям за победу над Кучумом и возвращении Сибири Ермаку царь пожаловал титул «Князя Сибирского» и послал в подарок два золоченных панциря, серебряный ковш и парчовую шубу со своего плеча. (не сохранилось ни грамоты о жаловании титула ни личных вещей Ермака, ни царских подарков)

Факт того, что Сибирь после похода Ермака стала русской провинцией, говорит лишь восстановлении исторической справедливости – еще в 1555 году сибирские правители Едигер и Бек-Булат признали себя подданными Москвы и исправно посылали туда дань. Первоначально признавал это и хан Кучум. Но когда в самой Москве стали происходить события, названные позднее великой смутой, Кучум поспешил объявить о своей независимости и выхода из-под московской власти. Москва в то время была втянута в Ливонскую войну (по сути, войну против объединённой Европы) и ей было не до своих провинций на востоке.

Но вот двадцатипятилетняя война закончилась. И один из ордынских князей, воевавших за царя на «западном» направлении, возвращается в свою вотчину, где в период его отсутствия властвует бухарец Кучум.

В таком развитии событий мы видим все признаки гражданской войны и борьбы за Сибирский престол. Итог известен: свергнута династия Шейбанитов вместе с правителем Кучумом и его детьми и воцаряется законная сибирская династия Тайбугинов.

На второе лето после гибели Ермака по Иртышу приплыли к Искеру суда воеводы Ивана Мансурова. Узнав, что город занят законным правителем Сейдяком, русские воины поплыли дальше на север и основали городок у иртышского устья при впадении в Обь. Похоже, что к тому времени в Сибири воцарился мир.

И когда воевода Данила Чулков прибыл на иртышские берега, то никто не помешал ему заложить город Тобольск и столь же спокойно жить совсем неподалеку от старой столицы Сибири. У Сейдяка, продолжившего традиции своего отца, к русским нет никаких претензий.

Очень много вопросов возникает, когда начинаешь перечитывать сибирские летописи несколько под иным углом зрения, чем было принято ранее. Дело в том, что все летописи писаны авторами, которые героев разводили на две стороны: с одной стороны – русские, с противоположной – татары. И все. Однако, татарами в то время назывались конные войны, а не представители какой-либо народности. Да и «Русский народ» – это не национальность, а суперэтнос, к которому принадлежат не только нацияобразующие народы, такие как великороссы, украинцы, белорусы, казаки, а также многие более мелкие субэтносы и другие коренные народы России. Причём существует мнение, что вышеперечисленные нацияобразующие народы имеют общий корень и назывались «Русы», а народы другого корня, находившиеся под их покровительством – «Русскими».

В результате летописях хан Кучум со своим окружением оказался татарином, а Ермак с его ордынскими, по сути, прозвищем и внешностью зачислен в былинные герои земли русской. Героизация казачьего атамана, ордынского князя из Ермака сделала сказочного героя-богатыря наподобие Ильи Муромца, но тем самым скрыла, стерла саму суть сибирского похода, оставив на поверхности лишь конечный результат - возвращение Сибири в состав России.

Память о Ермаке живёт в русском народе в легендах, песнях (например, «Песня о Ермаке» входит в репертуар Омского хора) и топонимах. Наиболее часто населённые пункты и учреждения его имени можно встретить в Западной Сибири. В честь Ермака названы города и сёла, спорткомплексы и спортивные команды, улицы и площади, реки и пристани, пароходы и ледоколы, гостиницы и др. Многие сибирские коммерческие фирмы имеют в своём собственном названии имя «Ермак».

В городе Омске в Никольском казачьем соборе до 1918 года хранилось знамя Ермака, которое было утеряно во время Гражданской войны;

В Омске датский предприниматель Рандруп С. Х. в начале XX века наладил производство отечественных швейных машинок под названием «Ермак» на основе немецкой швейной машины «Зингер»;

В начале XX века название Ермак получило село в Павлодарском уезде Семипалатинской (ныне Павлодарской) области, в 1961 году село было преобразовано в город Ермак областного подчинения, но в 1993 году Постановлением Президиума Верховного Совета Казахстана – Ермак был переименован в город Аксу.

Остановочный пункт Ермак на Свердловской железной дороге.

У села Усть-Шиш (Омская область), в устье реки Шиш, установлен памятный знак – самый южный пункт на Иртыше, куда доходил отряд Ермака в последней экспедиции 1584 года.

Ермак памятник

Памятники в городах: Иркутске, Новочеркасске, Тобольске, на Алтае в Змеиногорске, Сургуте, в городе Чусовом. В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России», новосибирском аэропорту «Толмачёво», Томске.

Улицы в городах: Белове, Березниках, Железногорске (Красноярский край), Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Новосибирске, Омске, Томске, Шадринске, Перми, Новочеркасске (площадь и проспект), Липецке и Ростове-на-Дону (переулки), Ханты-Мансийске, Киеве (Украина), Бийске.

Стадионы «Ермак» в Ангарске и Новочеркасске и спорткомплекс в Томске.

Сопка Ермака – одна из достопримечательностей г. Верхняя Тура (Свердловская область). Камень Ермак – скальный массив на берегу реки Сылвы в Кунгурском районе Пермского края.

Российский художественный фильм (мини-сериал) В. Краснопольского и В. Ускова «Ермак» (1996 год) (в главной роли – Виктор Степанов).

В 2001 году Банком России в серии памятных монет «Освоение и исследование Сибири» выпущена монета «Поход Ермака» номиналом 25 руб.

Среди русских фамилий встречаются фамилии Ермак и Ермаков, а также фамилия Токмаков, получившая распространение через прозвища участников походов Ермака Тимофеевича

В городе Омске, именем Ермака названа база спортивной подготовки бойцов ММА, федерации ММА Сибири.

В 1899 году на верфи в Ньюкасле (Англия) по проекту адмирала С. Макарова был построен для России первый в мире линейный ледокол «Ермак», прослуживший до 1960 года. В 1974 году на финской верфи фирмы «Вяртсила» был построен для Советского Союза новый дизель-электрический ледокол «Ермак».

В городе Новосибирске именем Ермака назван 19 отряд специального назначения Росгвардии.

 

 

Денис Мокринский,

г.Омск