Краткая история литургических церквей

События

 
 

Краткая история литургических церквей

Церкви Иисус

В настоящее время существуют не только 15 официальных церквей православия, но и все те церкви, которые продолжают в той или иной мере следовать православным канонам. Тут также играет значение происхождение церкви - некоторые группы, которые очень сильно отдалились от православия, но исторически являются его осколком, и при этом их сложно причислить к какой-нибудь другой категории, например, обновленческие группы, или даже пост-христианские.

 

Мировое (Каноническое) православие

 

Автокефальные церкви

 

Константинопольская Православная Церковь

Краткая история Константинопольской (Византийской) православной церкви

 Церкви

Христианство начало распространяться на территории Восточной Римской империи еще в первом веке. Основателем Константинопольской епископии считается апостол Андрей Первозванный. После перенесения в 330 году императором столицы в город Византий и переименования его в Константинополь епископ стал как бы главенствующим среди остальных. Этим был крайне недоволен бывший главный епископ - римский. В 451 году Константинопольский епископ принял титул патриарха. Константинопольская кафедра в 4-6 веке была часто занимаема представителями различных течений христианства - монофизитами, несторианами, иконоборцами (в 730 захватили престол. В 754 культ икон был объявлен ересью, на Никейском соборе 787 года восстановлен и окончательно утвержден в 843). Одновременно шла ожесточенная борьба с Римом за главенство в христианской церкви, закончившееся в 1054 году разделением церкви на римско-католическую и греко-кафолическую. Особенно активно миссионерскую деятельность церковь проводила в среде славян, где добилась немалых успехов.

При существовании Византийской империи Патриарх был главой всех православных христиан, ему были подчинены номинально автокефальные патриархии Александрии, Антиохии и Иерусалима. Однако патриархату приходилось бороться и с стремлением к независимости обращенных народов - так периодически автокефальными становились Болгарская и Сербская церкви, в 1448 - автокефальной стала Русская церковь. В 1439 на соборе во Флоренции6 при настоянии императора, была заключена церковная уния между православием и католичеством - православные сохраняли обрядность, но признавали зависимость от Папы Римского и католические догмы. Но когда ожидаемой помощи в борьбе против турок не последовало, в 1443 году уния была отвергнута и Иерусалимский собор предал ее проклятию. Однако эта уния послужила причиной отделения Русской церкви, ее не признавшей.

После падения Константинополя в 1453 году православная патриархия оказалась под властью турок-мусульман. Начались преследования христиан. Патриархи сменялись по велению султана. Число верующих сильно сократилось. После начала распада Османской империи от Константинопольской патриархии начали отделяться местные церкви. В 1830 автокефалию получила Элладская (Греческая) православная церковь, в 1870 учрежден независимый Болгарский экзархат, в 1885 автокефалию получила Румынская православная церковь, в 1921 часть сербских епархий объединилась с независимыми Сербскими церквями и образовали Сербскую православную церковь, в 1922 автокефалию получила Албанская церковь. Греческий константинопольский патриарх остался главой Турецких православных, частично греческих, а также епархий в странах, не имеющих своей церкви.

 

Александрийская Православная Церковь

Краткая история Александрийской православной церкви

Церкви 4

Александрийская церковь - одна из древнейших и влиятельнейших православных церквей. Это один из четырех древних патриархатов - другие это Антиохийский, Иерусалимский и Римский. Глава церкви носит титул Папа и Патриарх Александрии и всей Африки.

После Халкидонского собора у церкви начались проблемы - не признавшие решение собора копты стали бороться за патриарший престол. В конце концов в 518 произошло окончательное разделение церкви, большая часть местного населения примкнула к Коптской церкви. В православной, имперской церкви осталось всего около 200 тысяч верующих, тогда как в Коптскую церковь перешло 17-18 миллионов египтян. После ослабления церкви она почти полностью перешла под контроль патриарха Константинополя. Вмешательство Константинополя в избрание александрийского патриарха прекратилось только в 1968 году. После завоевания Египта арабами в 7-ом веке православная церковь утратила статус государственной, что еще больше подорвало ее влияние. Вскоре александрийский патриархат превратился в церковь греческой диаспоры Северной Африки.

В 19 веке церковь находилась в бедственном положении - была крайне бедна и к середине XIX века число православных в патриархате составляло 2 тысячи человек. Храмы и церкви постоянно разрушались различными захватчиками, а ресурсов для их восстановления не было. Церковь вновь начала расти - с 1840-ых годов началась миграция греков и православных арабов в Египет, а затем и в другие страны Африки. В 20-ом веке значительная часть православных приходов была создана именно греческими мигрантами-предпринимателями. При этом сперва возникли вопросы о юрисдикционной принадлежности национальных общин за пределами Египта, однако в 1920-ых было решено, что все приходы на территории Африки будут находиться в юрисдикции Александрийского патриархата. В самом же Египте в 1990 находилось 5 епархий, 50 храмов и только чуть более 20 священников.

В 1930-ых годах в Восточной Африке началось движение к православию, причем не связанное с самим патриархатом. В 1946 некоторые независимые православные негры были приняты в Александрийскую церковь, а в 1958 была создана епархия Иринополиса, расположенная в Найроби. Так началась миссия в Черной Африке, среди негров. Впоследствии подобные, самостоятельно возникшие африканские группы, были приняты в церковь в Гане и Бенине. Также благодаря александрийской миссии начала активно расти сеть приходов в африканских странах, для значительного числа которых уже созданы отдельные епархии. Точное число верующих определить проблематично. Считается, что ок. 150 тысяч человек — это мигранты из числа православных наций и их потомки. Однако с 1960-ых годов активно развивалась миссия в экваториальной Африке, но точных данных по числу обращенных негров не имеется. Так, в Уганде насчитывается около сотни приходов и пятидесяти священников (большей частью местных), и в начале 90-ых говорилось о 200 тысячах обращенных в православие. Также ощутимые плоды миссия дала в Кении, Танзании, в ряде других стран появились значительные общины из местного населения. Вполне вероятно, что общее число православных в Африке перевалило за 1 миллион человек. При этом в иерархии церкви продолжают доминировать греки - на начало 2010 года из 37 епископов церкви только двое были неграми (первый был рукоположен в 1995). В ноябре 2016 года церковь постановила восстановить чин диаконис.

 

Антиохийская Православная Церковь

Краткая история Антиохийской православной церкви

Церкви 3

Основателем Антиохийской епископии считается апостол Петр. В 3 веке стала самостоятельной митрополией, в состав которой вошли христианские объединения Аравии, Сирии, Финикии, Киликии и Кипра. В середине 5 века (451) митрополит принят титул патриарха. В церкви началась тяжелая борьба между различными течениями. В конце V века от патриархии отделилась Халдейская церковь, принявшая несторианство. В 331-360 престол был захвачен арианами, затем долгое время продолжалась борьба между православными и монофизитами. Она закончилась в 518 году, когда отстраненный с престола монофизит Северий основал свою - Сиро-якобитскую патриархию. Затем от патриархии отделились монофелиты, чья вера была объявлена ересью в 680, из которых образовалась Маронитская патриархия.

Еще в период борьбы между православными и монофизитами за главенство в церкви, от нее отделилось три монофизитских католикосата - Армянский, Грузинский и Алванский.

После завоевания крестоносцами Палестины и образования там их государств престол (с 1199) находился в эмиграции в Константинополе. Из эмиграции патриарх вернулся в 1269 году. Однако вскоре, в 1342, престол был перенесен в Дамаск, где находиться и по ныне. В 1517 году Дамаск был захвачен Османской империей, и Антиохийский патриарх снова оказался под главенством Константинополя.

Новый раскол произошел в 1724 году, когда вновь избранный патриарх Кирилл VI признал главенство папы римского и стал униатом. Православный собор отстранил его от занимаемой должности и избрал нового патриарха, однако часть церкви окончательно откололась и приняла название Мелькитской греко-католической.

Только в 1899 году патриархи наконец стали избираться не из греков, а из арабов-православных.

 

Иерусалимская Православная Церковь

Краткая история Иерусалимской православной церкви

Церкви 4

Иерусалимскую церковь считают матерью всех христианских церквей, так как она сформировалась в месте возникновения самого христианства и распространение его началось также оттуда. Начало общины тесно связано с именем Якова, брата Иисуса Христа. Именно он считается первым епископом Иерусалима. С первых веков существования на Иерусалимскую общину были возложены обязанности сохранения и поддержания мест поклонения, упомянутых в Новом завете, проявления заботы о паломниках. Для этого в 326 г. было учреждено Святогробское братство (его еще именуют "общиною Св. Гроба"), которое объединяет всех духовных лиц церкви.

В 451 г. на Халкидонском соборе было принято решение возвысить Иерусалимскую епархию до ранга Патриархии. Для этого от Антиохийской епархии было отделено три церковных провинции с где-то 60 епархиями. Вторжение Персов (614) и Арабов (637) положили конец процветанию церкви. Храмы начали разрушаться, верующие постепенно обращаться в Ислам. В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами, основавшими там латинское королевство и также Латинский патриархат. Православные патриархи пребывали в изгнании, обычно проживая в Константинополе. Только после изгнания крестоносцев патриархи смогли вернуться в Иерусалим. Особенно тяжким оказалось положение церкви после изгнания монголов, на короткое время захвативших город. В 1516 году Иерусалим оказался под властью Османской империи. Иерархами церкви являются греки (с 1534 все патриархи были исключительно греками), они же составляют подавляющее большинство монахов. Белое же духовенство состоит из арабов, которые составляют подавляющее большинство верующих церкви. Поэтому литургия совершается по-гречески в монастырях, но по-арабски в приходских церквях.

Вплоть до XVI в. православная церковь была единственным собственником всех христианских святынь. Особенно острой была борьба в конце XVI в. с католиками. Тогда патриарх проживал в Константинополе. Воспользовавшись ситуацией, католические священнослужители начали совершать богослужения по латинскому обряду в храме Воскресенья - главной христианской святыне. Однако приехавший патриарх, обладающий султанским фирманом, изгнал католиков. В конце концов в XX в. католикам удалось заполучить место в главном храме - они имеют там часовню. Также там расположились копты и армяне. В 2004/2005 году разразился скандал, когда выяснилось, что с его подачи в долговременную аренду евреям были сданы многие земли патриархата. Движение недовольных закончилось тем, что иерархи и миряне Иерусалимской церкви 5 мая 2005 прервали с Иринеем общение и вскоре тот был вынужден покинуть Иерусалим. Сам Ириней низложения не признал, однако Всеправославный собор 25 мая 2005 года официально его утвердил. После этого Ириней продолжил считать себя патриархом и служить патриаршьи службы, его поддерживают не менее пяти приходов, где его поминают как действующего патриарха, и два архиерея - самый пожилой митрополит патриархата Иаков и митрополит Назаретский Кириак.

Возглавляет церковь Патриарх, носящий титул: "Блаженнейший и Всесвятейший Кир (имя), Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обонпол Иордана, Каны Галилейской и святого Сиона". Ныне церковь состоит из двух митрополий и одной архиепископии. Она обладает 23 храмами, 22 мужскими и 5 женскими монастырями. Также имеется несколько храмов за пределами Израиля. Верующих насчитывается около 200 тысяч человек. В Иордании – 37 приходов и один женский монастырь. В Израиле 17 приходов, еще 11 – в Палестине. И 24 монастыря, из них 19 маленьких монастырей существуют в самом Иерусалиме – в Старом Городе.

 

Русская Православная Церковь

Краткая история Русской Православной Церкви

Церкви 2

История Русской Православной Церкви (РПЦ) начинается в 988 году, когда Киевский князь Владимир принял решение крестить Русь. Однако археологические раскопки свидетельствуют, что христиане были на Руси и до 988. Скорее всего, это были купцы, торговавшие с Византией. Однако об этой части истории русской церкви почти ничего не известно, в каком качестве существовали русские христианские общины, кому они подчинялись – об этом также информации нет.

Церкви6

В 988 году, вместе с крещением Руси были образованы и первые епархии – в Киеве Киевская митрополия, главенствующая над всею Русской церковью, в 990 году – Ростовская епархия, в 992 – Новгородская. В период раскола государства на удельные княжества каждое из них стремилось иметь свою епархию, чтобы не зависеть от других не только политически, но и духовно. Однако общее количество епархий не было велико - оно не превышало двух десятков, и на начало реформы патриарха Никона их было 13. Зависимость их от центральной митрополии часто была условна - так Новгородский архиепископ, являвшийся одним из важнейших должностных лиц боярской республики, избирался фактически не зависимо от Киева.

Церкви 1

Православная Церковь Руси была зависимой от Константинопольского патриарха и ее главы - митрополиты - назначались из столицы империи. Часто это были греки, не заинтересованные в развитии русских особенностей церкви. Разделение церкви началось с завоеванием части русских земель Литовским княжеством, а затем Литовско-Польским королевством. Король Польский и князь Литовский был заинтересован в образовании собственной, независимой от России, православной митрополии. Уже в 1354 году был рукоположен митрополит Волыно-Литовский Роман, однако независимая Литовская митрополия с центром в Вильне не прижилась (хотя борьба за нее велась до середины 15-го века). С усилением Москвы, когда она фактически стала центром единого Русского государства, появилась потребность и в митрополите, имеющим свой престол в Москве. Таким митрополитом стал Иона, избранный в 1431 году. Однако за его избранием не последовало рукоположение, и в Киеве пребывало еще два митрополита. Только после бегства митрополита Исидора, Иона был признан епархиями и рукоположен 15 декабря 1448 года, и при этом не был назначен из Константинополя. Таким образом, русская церковь фактически приобрела самостоятельность - автокефалию, которая полторы сотни лет не была признана остальными православными церквями. Именно с образованием фактически автокефальной Русской церкви началось разделение церкви на Московскую и Западнорусскую (находящуюся в пределах Речи Посполитой), главой западнорусской церкви остался митрополит Киевский.

Однако католическая Речь Посполитая была заинтересована в полном подчинении православия папе Римскому. В Западнорусской церкви начались попытки перевода церкви в унию с Римом. Эти попытки были успешно завершены 25 декабря 1595 года, подписанием Брестской унии, по которой церковные иерархи, сохранив православную обрядность, принимали главенство папы и догматы католической церкви. Унию приняли Киевский митрополит Михаил (Рагоза) и еще пять епархий - Луцкая, Хельмская, Брестско-Владимирская, Пинская, Полоцкая. Затем Перемышльская, Смоленская (1626) и Львовская (1700). Параллельно с принятием унии иерархами и фактически уничтожением иерархии православной, уния насильно насаждалась и в отдельных приходах. До 1622 года православная церковь в части Речи Посполитой существовала в качестве отдельных монастырей и приходов, подчиненных Константинопольской церкви. Королю Речи Посполитой было невыгодны постоянные религиозные восстания и трения на территории современных Украины и Белоруссии, и чтобы уменьшить напряжение было решено возобновить православную Киевскую митрополию. В 1622, впервые за 27 лет появился митрополит в Киеве, назначенный из Константинополя. По 1685 год Киевские митрополиты были экзархами Константинопольского престола. Наконец в 1685 году Киевская митрополия фактически епархией церкви Российской, 27 января 1688 года московские власти запрещают Киевскому митрополиту именоваться митрополитом "всея Руси", окончательно подчиняя киевскую кафедру московской.

Тем временем в самой Русской церкви произошли важные изменения. В 1589 Московская митрополия была преобразована в Патриархию, и ее автокефалия была признана остальными поместными церквями. Патриарх стал крайне важной фигурой в русском обществе. В 1652 году патриархом стал Никон. Для укрепления позиций русского православия на новых российских территориях (ныне Украина) и поднятия его международного престижа он провел богослужебную реформу (исправление богослужебных книг и икон по византийским образцам, коррективы в обрядности, в частности написание Иисус вместо Исус, введение трехперстного крестного знамения вместо двухперстного, замена земных поклонов поясными, изменение направления движения богослужения (посолоснь), допущение шестиконечного креста наряду с восьмиконечным, введение регулярной церковной проповеди). Богослужебные изменения были введены по подобию греческих (которые, в отличии от обрядов русских, менялись на протяжении всего предшествующего времени). В результате реформы произошел раскол церкви, часть населения и духовенства не захотела принимать изменения. Собор 1666-1667 г. предал анафеме всех противников реформы, окончательно закрепив раскол в церкви. Появившееся движение старообрядцев вскоре распалось на множество течений, часто совсем не похожих друг на друга. Также у старообрядцев вызывал протест и способ проведения реформ - они были приняты не собором, а единолично патриархом.

Новый поворот в истории церкви произошел в 1721. Петр I, недовольный существованием мощного церковного деятеля, очень авторитетного в обществе - патриарха уничтожил эту должность. Сперва, после смерти патриарха Адриана в 1700 году не был избран новый патриарх, а был назначен местоблюститель, а в 1721 само патриаршество было официально отменено, и для руководства церковью был образован коллегиальный орган - Синод. Во главе Синода стоял обер-прокурор, не принадлежавший к церковной иерархии, который являлся обыкновенным царским чиновником.

Синодальное управление существовало до 1917 года, когда после Октябрьской революции на поместном соборе было восстановлено патриаршество. Патриархом был избран вл.Тихон (Белавин). До февраля 1918 года Русская церковь имела статус государственной. Практически с самого начала начались жестокие преследования церкви, продолжавшиеся весь период существования Советской власти. Также церковь была потрясен рядом расколов. Во-первых от нее отделилась Украинская Автокефальная православная церковь, образовавшаяся на территории Украинской Республики. Появилось и оппозиционное движение, активно поддержанное советскими репрессивными органами, названное обновленчеством. В период наивысшего подъема оно пользовалось поддержкой почти половины правящих архиереев (37 из 73, причем почти все православные архиереи находились в заключении). С самого начала оно было не однородным и образованные обновленцами различные церкви так никогда и не объединились. После смерти патриарха Тихона в 1924 и по 1943 год церковь, против которой проводилась активная репрессивная политика, снова не имела правящего патриарха. После 1927 года, от митрополита Сергия, признавшего советскую власть, отделились церкви и группы (некоторые из них превратились в весьма закрытые секты), так и не признавшие новую власть, которые получили коллективное название Истинно-православная церковь (самыми крупными из этих групп были иосифлиане и. даниловцы), также было мощное движение "непоминающих", которые формально не порывали с РПЦ, однако и не поминали на литургии местоблюстителя м.Сергия.

Советский период церкви — это время гонений, массового уничтожения храмов и священнослужителей. За десятилетия репрессий большинство храмов и монастырей было уничтожено (к примеру, в 1912 году в Смоленской епархии было 812 церквей, 102 часовни и 16 монастырей; на январь 1985 - всего 35 храмов). Только во время Второй Мировой войны, желая мобилизовать все имеющиеся ресурсы (в том числе и духовные), руководство СССР начало выпускать из лагерей священнослужителей и разрешать легальное существование ограниченного количества церквей. Наименование Русская православная церковь было принято, как официальное и признано государством осенью 1943 года. Тогда же было восстановлено патриаршество. После окончания Второй Мировой войны на присоединенных территориях Западной Украины была ликвидирована УГКЦ, чьи храмы были переданы в ведение РПЦ. До падения советского режима приходы на западе Украины составляли большинство действующих приходов церкви. Во время хрущевской "оттепели" начинается новая волна закрытия церквей - если на 1949 год приходилось 14477 храмов и молитвенных домов (однако именно с 1949 начинается процесс закрытия храмов, в 1959 только набравший обороты), в 1965 году их остается только 7551.

Введение в СССР перестройки и гласности дали новый импульс развитию церкви, особенно после празднования тысячелетия крещения Руси в 1988 году. Началось массовое крещение ранее не крещеных людей, открытие храмов, рукоположения новых священников. На 1988 год в РПЦ было 76 епархий, 6893 прихода, а общее число духовенства составляло 7397 человек. Однако на территории Украины церковь понесла значительный урон - вышла из подполья УГКЦ, была восстановлена деятельность Украинской Автокефальной Православной Церкви. В 1991 была образована автономная Украинская Православная Церковь, а в 1993 ее митрополит Филарет провел объединительный съезд с УАПЦ, образовав УПЦ КП. Но это не уничтожило РПЦ на Украине, она т по сей день является самой многочисленной конфессией в стране. Вторым болезненным ударом церкви отделение части Эстонской епархии и ее присоединение к Константинопольскому патриархату, в результате чего между двумя патриархатами некоторое время были весьма напряженные отношения. С другой стороны по всей России и ближнему зарубежью растет количество храмов и приходов, а также растет и влияние церкви. 17 мая 2007года было восстановлено общение с РПЦЗ. В 2008 году по официальной статистике Московский патриархат объединяет 156 епархий, в которых служит 196 архиереев (из них 148 епархиальных и 48 викарных). Количество приходов Московского патриархата достигло 29 141, общее число священнослужителей - 30 544; имеется 769 монастырей (372 мужских и 392 женских). На декабрь 2009 было уже 159 епархий, 30 142 прихода, духовенства – 32 266 человек.

 

 

Прочие автокефальные церкви – Румынская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Болгарская Православная Церковь, Грузинская Православная Церковь, Элладская Православная Церковь, Кипрская Православная Церковь, Польская Православная Церковь, Православная Церковь Чешских Земель и Словакии, Албанская Православная Церковь, Православная Церковь Америки; Православная Автокефальная Церковь Охрида и Черногорская Митрополия.

 

Автономные церкви

 

Финляндская Православная Церковь (Константинопольский Патриархат);

Японская Православная Церковь (Московский Патриархат);

Синайская Православная Церковь (Иерусалимский Патриархат);

Украинская Православная Церковь (Московский Патриархат);

Латвийская Православная Церковь (Московский Патриархат) (1992-);

Антиохийская Православная Архиепископия в Америке (Антиохийский Патриархат);

Русская Православная Церковь Заграницей (Московский Патриархат);

Боснийская автономная православная церковь;

Буковино-Далматская автономная митрополия.

 

Девять Церквей в Юрисдикции Константинопольского Патриархата.

 

Церкви, вне общения с Мировым православием:

 

Тридцать четыре Церкви русской традиции, в т.ч. Казачья Поместная Церковь;

Пятнадцать Малых эсхатологических православных групп;

Семнадцать Греческих старостильников;

Семь прочих Греческих церквей;

Девять прочих старостильных церквей;

Девятнадцать Украинских церквей;

Тринадцать Украинских Автокефальных и Поместных Православных Церквей;

Пять Белорусских церквей;

Двадцать одна непризнанная национальная автокефалия;

Двадцать четыре Американские независимые православные церкви.