Казаки – мои предки, Казахстан – моя Родина

События

 
 

Казаки – мои предки, Казахстан – моя Родина

Сухов

«Мало кто помнит теперь отчины и дедины. Тем паче вы, казацкие дети. А ты, знай наперёд: Запорожская Сечь - твоя отчина, а Мещера твоя дедина.

Мещерские леса, непроходимые чащобы, извилистые бурливые речки, зловещие топи - в них сокрыта душа нашего рода, его давнее прошлое...».

Не нашла я автора этих слов, но они как нельзя больше подходят к герою этой статьи.

Сергею Сергеевичу Сухову исполнилось 70 лет. Почти полвека проработал он кинооператором в киностудии «Казахфильм» имени Шакена Айманова – снимал документальное кино. С кинокамерой в руках объездил весь Советский Союз и Казахстан. Пока был молод и занят работой, не очень задумывался о своих корнях. С возрастом желание узнать, откуда родом, кто были предки, стало серьезно беспокоить. Вспомнил, как в детстве мама Тамара Никитична, в девичестве Ларионова, рассказывала о том, что родом она из Семиреченских казаков. Семья была большая – десять детей. Жили безбедно. У деда и отца было свое дело – они держали пароходство, возили товары по Иртышу. Все работали. Женщины занимались по хозяйству, дети – заготовками. На зиму собирали грибы, ягоды, травы. Огромными кадушками солили помидоры, огурцы, квасили капусту, мочили яблоки и груши, делали наливки, коптили рыбу и мясо.

Дед был очень строгий. Его боялись. Но однажды он заработал много денег и все просадил за игорным столом, и не только деньги, но все пароходы, товар и бог еще знает что. Домой его привезли в шубе, надетой на исподнее. Пьяный, он плакал и кричал, что казаки не сдаются. Сыну понадобилось несколько лет, чтобы подняться, но прежнего достатка уже не было. А тут началась революция. Спасая детей, отец и мать добровольно сдали добро. Может быть, поэтому, их не коснулись репрессии, но ни горе, ни голод не миновали. Двое детей погибли. Об этом периоде в семье не говорили. Вообще тайн тут было много, но известно главное, предки – Семиреченские казаки. И еще, фамилия деда Ларионов, а его жена (бабушка Сергея Сергеевича) имела фамилию в девичестве Мещерякова.

Автор «Словаря русских фамилий» В. А. Никонов пишет: «Многочисленный народ мещера, родственный мордве и марийцам, обитал на рязанском отрезке Оки и к югу от нее на территориях современных Рязанской, Тамбовской, Пензенской областей. Мещеряков – отчество от именования отца по месту прежнего жительства: мещеряк (как сибиряк, туляк) – житель Мещеры – так называлась территория восточнее Рязани».

Отец юбиляра – Сергей Яковлевич – родился в России в 1911 году в городе Родники Ивановской губернии в семье мастера-краснодеревщика Сухова Якова Андреевича. Мать Мария Константиновна – уроженка тех же мест, работница текстильной фабрики. Сережа был старшим из четырех детей.

После окончания школы поступил в художественное училище в городе Ярославле, затем во Всесоюзный Государственный институт кинематографии.

Во время войны, в 1941 году вместе с институтом ВГИК, где учился на художественном факультете, эвакуировался в Алма-Ату, диплом об окончании ему подписывал Сергей Эйзенштейн. Здесь Сухов и остался, очень ему понравился уютный теплый город яблок.

Как пишут историки: «Обладатель фамилии Сухов, несомненно, может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.

Эта фамилия является одной из древнейших на Руси. Упоминания о подобных фамильных именованиях встречаются уже в XV веке. В имеющихся старых расписках носители фамилии относились к высшему обществу из славянского Муромского духовенства, в XVII-XVIII веках державших власть и почести. Первые упоминания фамилии можно увидеть в перечне переписи Всея Руси в эпоху Иоанна Грозного. У царя хранился особенный реестр княжеских и красивых фамилий, которые даровались близким только в случае особых заслуг или наград».

Как оказалось, у Сергея Сергеевича Сухова казацкий твердый характер от матери и любовь к изобразительному искусству от отца. Он заочно окончил Казахский Государственный Университет имени Кирова, специальность – журналист, работая в это время ассистентом оператора.

Надо сказать, что работа оператора - документалиста часто бывает связана с риском для жизни. Нужно быть настоящим фанатом своего дела, чтобы вести съемки с падающего дельтаплана, из корзины воздушного шара, или привязанным к крыше, мчавшейся на вызов машины скорой помощи – именно таков Сергей Сухов.

Он снимал пуск новой доменной печи, спускался в забой к шахтерам, шел с ними под землей километры, показывал жизнь трактористов и комбайнеров на целине во время уборочной страды. Так создавалась история страны.

В антологии «Документальное кино XX века», изданной в Москве, среди имен известных кинооператоров есть и фамилия Сергея Сухова, внесшего свой существенный вклад в летопись киноискусства сначала СССР, а затем Казахстана.

Все картины Сухова отличает щемящая нотка человечности, один кадр, маленькая деталь: глаза матери, пришедшей на свидание к сыну в спецучилище, косяк птиц, летящих на огонь нефтяного фонтана, спина усталой балерины после выступления, натруженные руки рабочего. Все это выразительно и трогательно до слез, говорит, что человек снимает не только камерой, но и сердцем.

Фильмов было много: о замечательном писателе - натуралисте «Максим Зверев», о легендарном герое - панфиловце Данииле Кожубергенове, о том, как трагически сложилась его судьба: вместо почета и орденов – лагеря и лишения. «Космос служит земле» картина о космонавте Талгате Мусабаеве, «Иду на контакт» об опытах профессора Владлена Казначеева, который занимается изучением уникальных способностей человека.

В 1985 году на Тенгизском месторождении близ города Гурьева загорелась нефтяная вышка. Рядом со специалистами - ликвидаторами газовых и нефтяных фонтанов находилась съемочная группа киностудии «Казахфильм». Сухов снимал, как с неба падали обожженные птицы, летевшие на огонь, как на солнце. Табун обезумевших лошадей мчался прямо к огню, их с трудом удалось остановить. Песок вокруг огненного фонтана плавился в стекло необыкновенного темно-синего синего цвета, как застывшая морская вода. Один из ликвидаторов пожара – Владимир Бондаренко погиб на глазах товарищей. Сухов получил ожег рук, слишком близко подошел к огню.

Кадры фильма «Сцены у фонтана» уникальны. Их до сих пор показывают многие телекомпании мира, иллюстрируя рассказы об экологических катастрофах. Картина находится в библиотеке академии искусств США. Сергей Сухов получил за нее приз за операторскую работу.

Оператор высшей категории, он заслужил множество призов за свои работы на Международных фестивалях хроникально-документальных и научно-популярных фильмов. В 2011 году удостоен памятной медали «Кино Қайраткері» (Заслуженный деятель кино).

Пришло время, и стал накопленный опыт передавать молодежи – преподавал в Академии Искусств имени Т. Жургенова, параллельно работал и сейчас продолжает работать продюсером, занимаясь разными проектами, связанными с кино, живописью, фотографией. Он все время на ногах, при деле, полон идей и забот. Его девиз: работа – жизнь. Своим внукам Сергей Сергеевич говорит: «Казаки – мои предки, Казахстан – моя Родина».

 

Оксана Бондаренко,

Алматы