В гостях у семиреченских казаков

События

 
 

В гостях у семиреченских казаков

В гостях

Как известно, исследовательский интерес к тому или иному явлению окружающего человека большого Мира, приобретает особую чувственно-осязаемую форму, когда абстрактные знания об этом явлении, почерпнутые из книг, вдруг материализуются, опредмечиваются, становятся «живыми» вот здесь, сейчас, рядом с тобой.

Так произошло и со мной, при встрече с живым Миром семиреченских казаков, благоговейно воплотивших свою прошлую историю в фотографиях, предметах быта и воинской службы, музыкального искусства и живописных полотнах, а также в способность общения с удивительными людьми, безмерно любящими и живущими частью этого большого Мира, называемого казачеством, семиреченским казачеством. Казачеством, понимаемым мною в качестве уникального социокультурного феномена, возникшего в специфических исторических условиях становления и развития Государства Российского, когда этнические и культурные особенности (психологический склад, вера, образ жизни, стереотипы поведения) многих народов, - а мы здесь находим и русских, и украинцев, и татар, и башкир, белорусов, мордвинов и выходцев с Кавказа, - под влиянием внешней агрессии и экспансии породили удивительную социальную общность, скрепляемую и поныне общими духовными ценностями и общностью социальной идентичности, называемую одним емким общим понятием – казак.

Со мной встретились и говорили: товарищ Верховного Атамана Сергей Машканцев, войсковые старшины - Фархад Гусейналиев и Николай Кузьменко, начальник штаба СКС. Они говорили о своих достижениях и проблемах, легко мною понимаемых и соотносимых с такими же достижениями и проблемами, с которыми сталкивается в борьбе за свою политическую и государственную независимость Донецкая Народная Республика. Как здесь, в Казахстане, так и в ДНР идут сложные процессы возрождения и становления социальной идентичности этноса и народов, требующих своего подчас очень осторожного и вдумчивого, опирающегося на продуманные и выверенные опытом и историей решения.

У семиреченских казаков этот опыт большой, у строителей Донецкой Народной Республики он максимально уплотнен временем идущих боевых действий. Но, как мне кажется, казачество создало до сих пор еще не полностью осознанный и освоенный историей способ обретения людьми разной веры и мироощущения, разной культуры и образа жизни способ толерантно созидать свой большой Мир в границах государства, каким бы оно ни было. И этот способ обретения толерантности мне очевидно удалось вживую увидеть и понять при подаренной мне Богом   встрече с семиреченскими казаками: людьми и их мыслями, их добрым словом и благословением.

 

Геннадий Гребеньков,

доктор философских наук, профессор, проректор Академии МВД ДНР