Праздник Георгия Победоносца

События

 
 

Праздник Георгия Победоносца

IMG-20160804-WA00096 мая практически во всем мире отмечается православный праздник Георгия Победоносца. Со времен Дмитрия Донского святой Георгий считается покровителем Москвы, что отражено с XIV–XV веков в московской геральдике. Почитаемый во многих странах, этот святой стал символом мужества и стойкости на многие века.

Бейрут св. Георгий 3

 Табличка у входа в Православный Храм св. Георгия в г. Бейруте, Ливан.

Жизнеописание святого Георгия начинается с того, что родился он в городе Бейруте, у подножья Ливанских гор, в семье благочестивой и богатой.

Бейрут св. Георгий 2Бейрут св. Георгий 7

Аллейки - переходы вдоль здания Храма св. Георгия на задний двор, Бейрут.

Главный православный храм Бейрута расположен на площади Звезды напротив здания парламента Ливана. Собор святого Георгия - старейшая церковь ливанской столицы, первый храм на этом месте был построен еще в начале четвертого века.

Во время военной службы он смог выделиться среди других воинов своей силой, храбростью, умом, красотой и воинской осанкой.

Бейрут св. Георгий 1

Бейрутская улочка. Она ведет от площади Звезды к Храму св. Георгия, Бейрут.

Довольно быстро пройдя по карьерой лестнице, он достиг звания тысяченачальника и стал приближенным императора Диоклетиана. Этот правитель был талантливым командиром, но страстным приверженцем римского язычества, в связи с чем отмечается в истории как один из самых жестоких и ярых гонителей христиан.

Бейрут св. Георгий 8

Развалины древнего города. Вид с мостика вдоль заднего двора Храма св. Георгия, Бейрут

 

Бейрут св. Георгий 9

 Развалины древнего города. Вид с заднего двора Храма св. Георгия, Бейрут

Св. Георгий - покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над дьяволом - «древним змием». Это изображение часто толкуется иносказательно: царевна, спасенная святым Георгием, символизирует Церковь, а змей - язычество.

Бейрут св. Георгий 5Бейрут св. Георгий 4

 Главный православный храм Бейрута расположен на площади Звезды напротив здания парламента Ливана. Собор святого Георгия - старейшая церковь ливанской столицы, первый храм на этом месте был построен еще в начале четвертого века.

Особой популярностью эпизод драконоборчества пользовался в Западной Европе со времен Крестовых походов. Крестоносцы, побывавшие в местах легендарной родины Георгия, разносили его славу на Западе, рассказывая о том, что во время штурма Иерусалима в 1099 г. он участвовал в сражении, явившись как рыцарь с красным крестом на белом плаще (крест святого Георгия - в Англии с XIV в.; Георгий считается святым патроном Англии).

Бейрут св. Георгий 10

 Современный Бейрут лежит на хорошо сохранившихся развалинах древнего Бейрута.

В России день памяти святого Георгия имеет свои традиции.

День великомученика Георгия в народе еще называли «Юрьев день», в этот день до времен царствования Бориса Годунова крестьяне могли переходить к другому помещику.

Особое почитание Победоносца на Руси началось с 1030 года, когда Ярослав Мудрый после победы над чудью положил основание Юрьевскому храму недалеко от Новгорода. В 1036 году, победив печенегов, основал в Киеве монастырь св. Георгия. Во время освящения храма 26 ноября княжеским указом по всей Руси предписано ежегодно творить праздник Георгия Победоносца.

Novgorod George

«Святой Георгий» - русская икона домонгольского периода. Икона имеет новгородское происхождение и была храмовым образом Юрьева монастыря. В настоящее время находится в собрании Государственной Третьяковской галереи.

Датировка иконы 1130 годом условна и основана на надписи с этим годом на её обороте, выполненной в XIX веке. Существует два основных подхода к датировке данной иконы:

1030 год — основание Юрьева монастыря

Данной датировки придерживается искусствовед В. И. Антонова. По её мнению, этот храмовый образ был написан по заказу первоначального ктитора Юрьева монастыря, которым, по утверждению В.Н. Татищева, является князь Ярослав Мудрый (в крещении — Георгий). Она считает невозможным написание данной иконы к освящению Георгиевского собора Юрьева монастыря (1130 год) при князьях Всеволоде (в крещении — Гавриил) и Мстиславе (в крещении — Фёдор). На основе рентгенографии иконы делается вывод о близости её первоначальной живописи с фреской «Великомученик Георгий» (первая половина XI века) в конхе Георгиевского придела Софии Киевской. Также стиль живописи иконы, поза святого и пропорции его фигуры, по мнению В.И. Антоновой, близки к другим фрескам, изображениям Софии Киевской.

30—40-е годы XII века — освящение Георгиевского собора Юрьева монастыря.

Датировку иконы XII веком поддерживают искусствоведы В.Н. Лазарев, Э.С. Смирнова, Н.Б. Салько. Академик В.Н. Лазарев отмечает, что икона была написана к освящению Георгиевского собора Юрьева монастыря и её размеры являются подходящими для размещения на столпе собора. Э.С. Смирнова особо отмечает, что образ Георгия был написан в самом Новгороде и, возможно, теми же мастерами, которые создали фресковую живопись Георгиевского собора, которая имеет с ней сходство в орнаментальных мотивах.

Икона была раскрыта в Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) в 1928—1933 годах. Из ЦГРМ в 1933 году икона поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи.

Иконография образа соответствует распространившемуся в Византии с X века изображению святого Георгия в образе воина, а не молодого мученика. Он изображён в полный рост с княжеским венцом на голове. Фон иконы золотой, без позема. Правая рука святого прижата к груди, в ней находится копьё, левая рука опущена и держит меч в ножнах. За спиной святого виден щит круглой формы.

Икона неоднократно поновлялась. От оригинальной живописи сохранились: «контур фигуры Георгия, его темно-коричневые в завитках волосы, фиолетовый нимб, охряной панцирь (верхние красочные слои не сохранились), синие — ворот, перевязь и щит, фрагменты киноварного плаща с более темными в тон описями складок, коричневое с золотом копье, кисти рук (белого вохрения)». Поновления иконы были выполнены в следующие века:

  • XIV век — переписаны лик, часть плаща, тельник, налокотники и меч;
  • XVI—XVII века — штаны, обувь (за исключением фрагментов на правой ноге);
  • XIX век — обувь, вырезана надпись на обороте с датой «1130».

Освящение Георгиевского храма является одним из самых первых древнерусских праздников. Не менее чтится до сих пор и день гибели Святого Георгия – 6 мая. Многие видят символичность в том, что окончательный разгром фашистской Германии случился именно в день памяти Георгия Победоносца. Капитуляция 8 мая 1945 года была принята тоже Георгием — маршалом Жуковым.

IMG 7088

Покровителем семиреченского казачества является Великомученик Георгий Победоносец – покровитель христолюбивого воинства.

IMG 7100

Почтить память первого Наказного атамана Семиреченского казачьего войска генерала от инфантерии Герасима Алексеевича Колпаковского казаки выехали на стелу в г. Узун-Агаш. Большую работу по текущему ремонту и частичному восстановлению внешнего вида комплекса в этом году проделала станица Аксайская, Атаман Резван Василий Александрович. На собственные средства казаки восстановили четыре пушки и очистили нижнюю часть стелы от вандальных надписей, к сожалению, время от времени появляющихся на мемориальном комплексе.

IMG 7117

Генерал Колпаковский скончался ровно 121 год назад, 6 мая 1896 года в Войсковой праздник Семиреченского войска и был похоронен на Никольском кладбище лавры в г. Санкт-Петербурге.

IMG 7129

В этот славный семиреченский праздник казаки отдали дань памяти первому атаману семиреков, знаменитому туркестанскому генералу и устроителю Семиреченского края, а также его адъютанту - Сарыбаю би Айдос улы. В честь праздника из трех точек подножия стелы был запущен салют. После поездки к стеле и мемориалу Сарыбаю би, казаки провели небольшую трапезу в Казачьем культурном центре.

IMG 7148

 

Не менее торжественно Союз казаков Южного региона и Южно-Казахстанский областной филиал Русской общины, Чимкент, встречали праздник Георгия в Храме Георгия Победоносца в субботу 6 мая.

СКЮР 6 мая 2

Храм построен в 1876 г. на месте часовни построенной в 1864 г.

СКЮР 6 мая 4

 

СКЮР 6 мая 3СКЮР 6 мая 5

СКЮР 6 мая 1

Любо! Слава Тебе, Господи, что мы казаки!

 

 

По данным из открытых источников

Фото из личного архива Верховного Атамана и Атамана Союза казаков Южного региона