События

 
 
Памяти Ермака

Памяти Ермака

В Восточном Казахстане ежегодно силами общественного казачьего объединения «Иртышский форпост» проводятся мероприятия, посвящённые памяти казачьего атамана Ермака. Они приурочиваются к дню его трагической гибели в водах реки Иртыш в начале августа. В рамках мероприятия проводится поминальная служба в православном храме, на воды Иртыша опускается памятный венок. Если опускание венка происходит ночью, то на нём зажигаются свечи. На берегу силами творческих коллективов исполняются казачьи песни, устраивается чаепитие из старинного казачьего самовара. Замечательно, что в мероприятии участие принимают и казачьи семьи. Это имеет большое воспитательное значение для подрастающего поколения.

Казачьим объединением «Иртышский форпост» 9 августа нынешнего года был организован выезд в Самарский район Восточно-Казахстанской области, где в память об атамане Ермаке был спущен венок на воды Иртыша. Происходило это ночью, на венке были зажжены свечи. Поездка в Самарский район для проведения мероприятия была также совмещена с коллективным отдыхом казаков и казачек с детьми и внуками.

Пресс-cлужба КС по ВКО

 


Черемша4

Возрождение Черемшанского монастыря

Черемшанский монастырь, основанный св. Серапионом и некрасовским казаком-старообрядцем О.С. Гончаровым, как духовная основа возрождения

 

Черемшанский монастырь был основан в 1870-е годы знаменитым подвижником веры преподобным Серапионом (Абачиным) на земельном участке купца А.Д. Вехова. Именно в этот монастырь в конце своего земного пути пришел не менее известный атаман казаков- некрасовцев Осип Семенович Гончар (Гончаров), внесший значительный вклад в возрождение трехчинной церковной иерархии у старообрядцев (Белокриницкая иерархия).

 

Черемша1 

Преп. Серапион Черемшанский, вт. пол. XIX в.; Осип Семенович Гончар, вт. пол. XIX в.

 

Некрасовцы были старообрядцами и жили на территории Турецкой империи с начала XVIII века. Они были также известны под именем «Игнат-казаки». Под руководством Осипа Гончарова определенная их часть переселилась назад в Россию. В 1879 году Осип Гончаров на личной аудиенции у императора Александра II, который высоко ценил Гончарова за воинское мужество и храбрость, получил разрешение на строительство на территории монастыря двухэтажной каменной церкви. В том же году он принял от старца Серапиона Черемшанского иночество с наречением монашеского имени Иоасаф. Строительство двухэтажного каменного храма было закончено уже после кончины инока Иоасафа (Гончарова). Храм был освящен тремя старообрядческими епископами Аркадием, Кононом и Геннадием в 1881 г. На первом этаже располагалась Покровская, а на втором - Успенская церковь.

 Черемша2

Черемшанский монастырь, вид с северной стороны, фото 1880-х гг.

 

К началу 20 века на Черемшане было несколько монастырей, крупнейшими из которых были Успенский (мужской) и Введенский (женский). В них подвизались больше 70 иноков и инокинь.

 Черемша3

Игуменья Фелицата и сестры женского Успенского монастыря, нач. ХХ в.

 

Черемшан был центром духовной жизни старообрядцев Поволжья от Казани до Астрахани. Монастырь посещали многие деятели русской культуры, в первую очередь художники, некоторые из них обучались в нем иконному писанию.

 

 

Черемшан, женский монастырь, 1890-е гг.

 

Однако в 1918 году монастырь был закрыт Советской властью. В монастырских кельях и храмах были устроены санатории и дома отдыха.

 

 Черемша5

Дом отдыха «Черемшан № 1», советский период

 

И до сих пор все бывшие монастырские постройки и земля находятся в собственности властей Саратовской области. За более чем 100-летние владение этой собственностью, бывшее монастырское имущество было доведено до развала. В 2016 году местные власти даже приняли решение снести исторические монастырские постройки, и на их месте возвести новые здания санатория, который они назвали «Пещера монаха».

 Черемша6

Новые постройки на территории, принадлежавшей Черемшанскому монастырю

 

Однако общественность, как России, так и других стран встала, на защиту монастыря. Из Австралии тоже прозвучал голос в его защиту. Мы присоединились к призыву и в августе 2016 года направили от имени старообрядцев, казаков и деятелей культуры письмо президенту России Владимиру Путину с призывом защитить исторические святыни Черемшанских монастырей. Призыв общественности России и других стран был услышан, и местные власти в апреле 2017 г. года передали сохранившееся здание Успенской церкви Свято-Успенского Серапионова монастыря в безвозмездное пользование Хвалынской старообрядческой общины Русской Православной старообрядческой Церкви. Очевидно, что Черемшанский Свято-Успенский Серапионов монастырь это не только старообрядческое наследие, но и наследие всей Русской культуры.

 Черемша8

Успенский собор Серапионова монастыря, фото 1894гг.

 

 Черемша9

Успенский собор Серапионова монастыря, фото 1890-х гг.

 

Еще 2013 году экспертная группа архитекторов и искусствоведов заявила, что Серапионов монастырь должен иметь статус памятника культуры регионального значения, но почему-то этого статуса монастырь до сих пор не получил.

Необходимо добиться, чтобы этот статус у монастыря был, так как это поможет получить государственное финансирование для его возрождения.

На территории поселка «Санаторий Черемшаны-1» кроме Успенского храма еще сохранились братский корпус, игуменский корпус, нижний монастырский пруд, монастырское кладбище (на нем были устроены старая и новая танцевальные площадки!), средний монастырский пруд и святой источник.

 

 Черемша10

На монастырском кладбище Черемшанского монастыря. Слева направо: инокиня Силуяна, о. Михаил Родин, владыка Андрей, М.М. Овчинников, Елена Овчинникова, о. Вадим Коровин, инок Никита

 

Эти объекты старообрядцам до сих пор не возвращены. На территории женского Свято-Введенского монастыря до сих пор еще сохранились: Введенская церковь с Никольским пределом, келарня, летняя келья святой Фелицаты Черемшанской, 2 сестрических корпуса, каменная 2-этажная келья, верхний и нижний монастырский пруды. Из этого монастырского старообрядческого имущества также старообрядцам ничего не передано, а на территории женского монастыря располагается санаторий «Родник».

 

Возрождение монастыря в настоящее время

 

В настоящее время Черемшанский монастырь находится на самом первом этапе его возрождения.

 

Черемша11 

Успенский собор был переделан в столовую санатория «Черемшаны-1»

 

Старообрядцам вернули фактически заброшенное здание, которое хотели снести. Все, что осталось от монастырского имущества — это полуразрушенные стены и крыша. Внутри многие помещения были забиты мусором и напоминали свалку.

Переданное помещение имеет в длину почти 50 м, а в ширину около 20 м, то есть общая площадь составляет примерно 1 тысячу квадратных метров с потолком высотой более пяти метров. Старообрядцы убрали из здания весь мусор, выправили пол и отделали стены, поставили окна и двери.

Здание не имело системы отопления. Котельной, соответственно, тоже не было. Своих средств у местных старообрядцев на первые необходимые работы просто не было и помощи откуда-нибудь тоже не было.

В этих условиях я решил действовать по велению сердца и по заветам старообрядческих предков. В апреле 2018 года в Москве я встретился в Митрополии со священником Хвалынской общины Русской Православной Старообрядческой Церкви о. Михаилом Родиным. Несколькими частями мною ему были переданы необходимые суммы на совершение работ по утеплению иноческих келий и на создание системы отопления.

В ноябре 2018 года мне довелось побывать в Черемшанском монастыре. И я увидел, что деньги, которые были пожертвованы, пошли в доброе дело. Была возведена не только котельная, но и обустроен второй этаж в переданном здании. Как уже упоминалось, потолки в этом помещении высотой более 5 м, и, поэтому, старообрядцы поделили эти метры на два этажа, чуть более, чем по два с половиной метра каждый. Они уже живут внутри и спят на кроватях. Обустроена также и кухня. Работали сами старообрядцы, а в случае необходимости нанимали специалистов. Сейчас отопительная система полностью действует. Иноки и паломники встретили зиму в тепле.

Черемша12 

Монастырская трапеза

Слева направо: Елена Овчинникова, М. М. Овчинников, о. Михаил Родин, вл. Андрей, о. Вадим Коровин, инок Матфей, инок Никита

 

Восстановительные работы продолжаются. Старообрядцы ремонтируют и обустраивают помещение своими силами. Работа и молитва сменяют друг друга.

 Черемша13.jpg

В строящемся Свято-Серапионовском храме. Слева направо: А. О. Яблонский, Елена Овчинникова, М. М. Овчинников, о. Михаил Родин, А. П. Иванов, О. И. Заботина.

 

На Черемшане я встречался и молился с новым епископом Самарско-Саратовским Владыкой Андреем, который накануне в сопровождении иноков прибыл в Черемшанский монастырь специально, чтобы встретиться со мной.

 

 Черемша14

В Успенском соборе

 

С ним мы обсудили планы дальнейших работ. Я убедился, что без нашей помощи возрождение монастыря будет очень долгим и трудным. Я счел возможным оказать дополнительную помощь монастырю. Однако такие пожертвования только исцеляют самые вопиющие проблемы, но не решают вопроса в общем.

 

Роль Саратовской области в возрождении Черемшанского монастыря

 

Из встреч с саратовскими властями разных уровней осенью 2018 г. и местными старообрядцами, а также личного посещения монастыря, должен прямо сказать, что только совместные усилия властей и старообрядцев могут дать результат по возрождению монастыря.

Я убедился, что затраты на восстановление составят весьма значительные суммы, которые не могут быть предоставлены только за счёт пожертвований. По нашему мнению, свой вклад в восстановление всего комплекса Свято-Успенского Серапионова монастыря на Черемшане должно внести и региональные власти, и Российское государство, пользовавшиеся около ста лет зданиями монастыря, и получившее за это время очень значительные прибыли от недвижимости, которую оно не создавало.

В качестве первого шага по масштабному возрождению Черемшана, мы, старообрядцы России и Австралии, считаем необходимым передать в собственность Хвалынской общине или Самарско-Саратовской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви весь земельный участок, который в прошлом принадлежал Свято-Успенскому Серапионову монастырю на Черемшане. Он должен включать также все здания, распложенные на нем и исторически принадлежавшие монастырской обители.

Кроме того, сохранились здания и женского Свято-Введенского монастыря, которые имели религиозное назначение. По действующему в России законодательству, здания и собственность религиозного назначения должна быть возвращена законным правопреемникам.

Эти шаги откроют значительные возможности для возрождения старообрядческого населения в окрестности Черемшанских монастырей и создания старообрядческого поселения рядом с монастырем.

Следует отметить, что вокруг монастыря располагается лесистая местность с хорошим климатом, очень теплым летом и не холодной (по меркам России) зимой. Все это благоприятно для хозяйственной и туристической деятельности. Кроме того, Саратовская область входит в программу переселения соотечественников с приоритетом привлечения переселенцев именно в сельскую местность.

При условии упрощения получения Российского гражданства для старообрядцев, как это было сделано несколько дней назад относительно переселенцев с Украины, (и даже получения старообрядцами двойного гражданства в качестве исключения), то для Саратовской области могут открыться очень большие перспективы для переселения старообрядцев и прямых инвестиций.

 

4.             Старообрядческий культурно-хозяйственный комплекс

 

Ни для кого не секрет, что полное возрождение Черемшанских монастырей — это дело длительное и перспективное. Эта задача, конечно, непростая, и требует значительных финансовых вливаний. Однако совместными усилиями старообрядцев, местных Саратовских и центральных Российских властей эту задачу можно решить.

 

 Черемша15

Встреча старообрядцев с местными властями

 

Возрождение монастыря - дело богоугодное, и, если дружно взяться, то мы сможем решить все проблемы.

Восстановление Черемшанского монастыря это дело не только религиозное, но также дело хозяйственное. Возрождённый монастырь, как это и было до его разрушения, должен иметь весь комплекс зданий, кельи для монахов, крестильный водоём и многое, многое другое. И монастырь будет интегрировать хозяйственную деятельность в этом регионе.

Немаловажным фактором в этом вопросе была бы возможность создания недалеко от монастыря русской традиционной деревни, где можно было бы развивать ремёсла и сельскохозяйственное производство.

Эта деревня вполне могла бы стать центром роста экономической жизни вокруг возрождённого монастыря: там могут быть построены гостиницы для многочисленных паломников, которые, как встарь, будут искать в монастыре утешения и исцеления. Там могут быть устроены иконописные мастерские и музей старообрядчества. Важно было бы там создать и такие социальные объекты как школа и дом престарелых.

Русский народ трудолюбив и благочестив. Совместными усилиями мы бы сделали из этой деревни образцовое русское старообрядческое поселение. Здесь будут созданы рабочие места, которые будут принимать старообрядцев-переселенцев из России и других стран. Здесь каждый старообрядец сможет свободно молиться Богу, и трудиться по Божией заповеди на благо Истинной веры и земного Отечества.

 

Атаман Сводно-казачьей станицы в Новом Южном Уэльсе, Австралия,

Основатель и директор I-го Русского музея в Австралии,

Бизнесмен Михаил М. Овчинников

16 июля 2019 г.

г. Сидней

 


Щучинск 2

Юбилей станицы Щучинской

Поздравляем казаков ст. Щучинской с 30-летием со дня основания!

Желаем процветания вашей организации. Всем казакам и их семьям здоровья и бодрости духа! Спасибо, что вносите огромный вклад в развитие и укрепление казачьей культуры!

ОО «Казаков села Катарколь»

11 мая 2019

 


Иван Купала 1

Купала Солнцеворот

Традиции народного праздника Ивана Купала смогли видеть и поучаствовать в их проведении жители г.Усть-Каменогорска в ночь с 6 на 7 июля 2019 года в Этнодеревне музея-заповедника. Праздник был подготовлен и проведён Обществом славянской культуры и отделом русской этнографии музея-заповедника при поддержке Областного Дома дружбы - Центра общественного согласия. Три стихии - вода, огонь и растения - были темой праздника. Собравшиеся в Этнодеревне горожане участвовали в тематических конкурсах и викторинах, собирали цветы и плели купальские венки, бросали венки в воды Иртыша, загадывая на них сокровенное, искали цветок папоротника в лесу, водили хороводы и играли в народные игры, прыгали через костёр. В празднике приняли участие творческие коллективы и солисты г. Усть-Каменогорска и Глубоковского района.

Иван Купала 2

Впервые в Восточном Казахстане этот праздник был организован Обществом славянской культуры в 2012 году и с тех пор ежегодно собирает любителей славянской старины.

Иван Купала 3

С каждым годом меняются составляющие элементы праздника, находятся и воплощаются новые идеи. Неизменным остаётся желание соприкоснуться с культурой своих предков, поучаствовать в купальских праздничных действах, ощутить таинство происходящего. Традиционные народные праздники — это то, что способствует сплочению, единению большого русского мира.

Пресс-служба Координационного Совета

по Восточно-Казахстанской области

 


Щучинск 1

С Пасхой Господней!

С чувством глубокой радости и от всего сердца поздравляем вас со Светлым Христовым воскресением – Пасхой Господней! Желаем вам исполнения всех ваших надежд и благих начинаний, мира, добра и любви.

ОО «Казаков села Катарколь»