События

 
 
Казачья кровь 1

Казачья кровь

Мы живали в суровой Неметчине,

Нам знаком и Алжир, и Сиам,

Мы ходили по дикой Туретчине

И по льдистым небесным горам.

 

Нам близки и Памир, и Америка,

И Багдад, и Лионский залив,

Наш казак у восточного берега

Упирался в Дежнёвский пролив.

 

Легче птиц и оленей проворнее,

Рассыпаясь на тысячи мест,

Доходил до границ Калифорнии

Одинокий казачий разъезд.

 

И теперь, когда чёрные веянья

Разметали в щепы корабли,

Снова двинулись в страны рассеянья

Мы из милой, чумазой земли.

...

Не сломила судьба нас, не выгнула,

Хоть пригнула до самой земли...

А за то, что нас Родина выгнала,

Мы по свету её разнесли.

Алексей Ачаир, 1924

 

 

В Северо-Казахстанской области есть старинная казачья станица Вознесенка. Сейчас в ней остались в основном старики, молодёжи совсем мало, а в школе всего 40 учеников. Вознесенка образовалась во второй половине XIX века, население её составили казаки из Харьковской губернии. В 30-х годах XX века в станице был организован колхоз "Красный Интер". В 1941 году из этого колхоза ушли на фронт более 200 человек. В 60-х годах Вознесенка вошла в состав совхоза имени Куйбышева.

Это моя родина. Я возвращаюсь в Вознесенку, как в родной край. Может быть, это так и есть? Ведь именно оттуда идёт род Любых, там родился мой дед Любых Иван Егорович, его предки.

Дед был очень трудолюбивый, ему нравилось работать по дому, он постоянно искал какое-нибудь дело. Все его уважали, почтительно здоровались, спрашивали совета в житейских делах, как будто он знал всё наперед. Помню, как ездил на велосипеде деду за «Беломором», а он сидел возле забора на лавочке и ждал, пока я вернусь. Я отпрашивался у деда, если куда-то нужно было сходить, и это мне было приятно. Именно с ним я понял смысл пословицы «Глаза боятся, а руки делают». Именно он учил нас жизни. Дед был Человеком с большой буквы. Если бы не трудовое воспитание, которое мы получили от него в детстве, не поговорки, которые он любил по­вторять под лежачий камень вода не течёт, без труда не вынешь и рыбку из пруда мы выросли бы неприспособленными к жизни. Я дедовы пословицы помню всю жизнь. А вот кто его научил?

Своего деда он не помнил, в семилетнем возрасте остался без отца Егора Фёдоровича Любых, которого отправили в трудармию, потому что в графе анкеты стояло: «Верующий, единоличник». Из трудармии привезли моего прадеда с больными лёгкими, прожил он ещё немного... Как выросли дети, Егор не увидел. Детство моего деда пришлось на военное время, это время прокатилось безжалостно по пацану: приходилось и кусок хлеба у соседей просить. Отца нет, мать, родив Ивана, переболела тифом и частично ослепла, а брат Николай малец ещё, помощник из него никакой. Некому было учить моего деда, учила его суровая жизнь.

Дед много лет проработал в «Опытном хозяйстве», был награждён трудовыми медалями как передовой механизатор области и даже правом купить автомобиль «Жигули» без очереди. Мы этого «жигулёнка» храним, как память о деде, хотя и ездим на иномарках. Во всех мужчинах нашего рода говорит казачья кровь, а как дед чувствовал себя гордо, когда приезжал в Вознесенку к сестре Елизавете и её мужу Серафиму Ивановичу Целых на собственном автомобиле! Ещё ведь жили старики, помнившие Ванюшку, который брёл по улице с котомкой за плечами, собирая хлеб по соседям... А стал он уважаемым человеком, его портрет красовался на районной доске почёта. В 25 лет построил Иван Егорович собственный дом, порадовал свою мать Клавдию Петровну: в просторном доме она внучку нянчила.

Казачья кровь 11

Поколению наших дедов можно позавидовать: они прожили непростую жизнь, много испытали, но умели дружить с чистым сердцем, не искали выгоды в людях, понимали, что главное в жизни, какова её цель. Появляясь на свет, они росли, мужали, обзаводились семьями, передавали жизненный опыт детям, гордились страной, в которой жили. Думаю, что и детьми своими, внуками, правнуками дед гордился. Гордился дочкой своей Татьяной. Мою дочь тоже зовут Татьяной, она младше своей тезки на 55 лет. Странное совпадение: у обеих Татьян родителей зовут одинаково Иван и Александра. Так что две у нас в роду Татьяны Ивановны Любых.

У деда были проблемы с лёгкими, и перед пенсией он решил сменить работу. Брат предложил поработать трактористом на ТЭЦ в городе Петропавловске. Ох, и удивлялся дед, что зарплата на производстве была намного выше, чем в сельском хозяйстве, где не знали ни выходных, ни больничных, ни отпусков надо было растить хлеб и кормить страну. Мало кто из тех, кто трудился в селе, доживал до 70 лет. Дед наш хоть и переехал в город, и бросил курить, да здоровья у него не было, дыхания в груди не хватало. Его не стало в феврале 2011 года.

Не хватает нам его, но в сердце живёт память, дед всегда с нами, мысленно я говорю ему: "Мы не подвели тебя, ты правильно нас воспитал, мы тебе благодарны".

Эти слова повторяю про себя на погосте, навещая могилу деда. Кладбище Вознесенки как исторический музей. Чуть не половина крестов с фамилией Любых. Кто они? Из нашего ли рода? Как прожили жизнь? От Любых можно перейти к Ляшевым, Тарановым хоронят по родам. Как-то собрались старики у захоронений рода Целых, стали вспоминать, кто кому кем доводится, один говорит: «Так это парижанин! Нашей Марфы дедушка». Мне любопытно стало: как наши деды в Париж попали? Домой вернулся, спросил у бабушки, в чём дело, оказалось, что парижанин не от Парижа, а от слова «порезал».

Стоял товарищ на большой дороге, грабил и резал. Его потомков до сих пор зовут «парижанами»... А вообще Вознесенских зовут хохлами. Наверное, за их говор.

Казачья кровь 13

На вознесенском кладбище можно изучать историю родов. Сколько там фотографий казаков с чубами набок, с усами! Так и хочется, чтобы расцвела станица вновь, зазвучали бы казачьи песни... Есть на вознесенском кладбище удивительная могила матушки Тверитиной Фелицаты Михайловны, которая умерла в 1912 году. Но её не забывают, из поколения в поколение передают рассказы о благих делах Фелицаты. Не зарастает тропа людская к её могиле.

Казачья кровь 12

Почему я пишу? Газета ваша читаема не только в Казахстане, узнал о конкурсе. А когда нашли фундамент церкви, которую казаки всем миром строили, всей станицей, появилась мысль: нельзя ли восстановить? Я уже заказал храмовую икону «Вознесение Господне», пусть люди посмотрят, перед какой иконой наши предки молились. Может быть, и другой кто-то проявит инициативу, например, Виктор Александрович Таранов, атаман Единого казачьего войска Казахстана и «Братства сибирских казаков»? Его корни тоже в Вознесенке. Обращаюсь ко всем, кто прочитает и откликнется поклон тому низкий.

Многое о Вознесенке я узнал от своей бабули Александры Ивановны Любых, жены моего деда. Она у нас как домашний архив, все у неё спрашиваем, дай Бог ей здоровья, а она ворчит: поздновато начали родовое дерево восстанавливать, надо было раньше, когда все живы были. Не опоздайте и вы!

Казачья кровь 8

Есть в Вознесенке школьный музей. Очень интересно рассматривать старые семейные фотографии в альбоме, который составили школьники. Какие лица, какая одежда разглядываешь, и как будто оказываешься в прошлом. 1900 год, семейная фотография Тарановых, 1938 год молодая пара Тарановых... Искал я и Любых в том альбоме, нашёл много, но все они дальние родственники наши. А вот в альбоме с фронтовиками нашёл брата моего прадеда Ивана Андреевича Бондаренко. На фронте он был танкистом, а в мирное время трактористом. Сколько хлеба вырастил! Это он был учителем моего деда посадил за штурвал комбайна, научил работать на гусеничном тракторе. Он умер, когда я ещё не родился. Сейчас ухаживаю за его могилой, а также за могилами его жены Домны, дочери Зои, зятя Егора.

Казачья кровь 9

В фронтовом школьном альбоме есть и фотография Целых Серафима Ивановича. Это наш родственник, часто в гостях у него бывали. Дядя Серафим и тётя Лиза гостеприимными были, а теперь ушли в мир иной. Часто подъезжаю к их дому умирает дом... Сколько таких домов, деревянных, добротных, построенных на века для потомков, остались без хозяев...

Казачья кровь 10

Хочется поблагодарить скромных школьных учителей, которые собрали материалы для музея. Учительница Татьяна Николаевна Клюева говорит, что дети лучше воспринимают историю, когда слышат свою фамилию, начинают интересоваться, кто были их предки, в какое время жили, при каких правителях, при каком строе. Вот тебе и история страны её ведь простые люди вершили.

Казачья кровь 1

Я в музее много узнал о своих родственниках, узнал и о посещении Вознесенки цесаревичем, а позже царём Николаем II.

Казачья кровь 3

Вот так дед воспитывает меня и после своей смерти: искал информацию о нём, а пришлось познакомиться с историей своего рода, своих родственников, друзей, соседей-казаков

Иван Любых,

казак Всемирного Союза казачьих Атаманов,

с. Вознесенка

 

 

В рубрику «Альманах казачьих родов», анонс и начало в Казачьем курьере №2 (161), март 2019 г.

 


1497855019 1111

Г.А. Колпаковский глазами современников

Мертвые молчат. Бесчисленная их армия не встает из могил, не кричит на митингах, не составляет резолюций, не образует союза и не имеет представителей в союзах… Тихо истлевают они в своих безвестных могилах, равнодушные к шуму жизни и забытые среди него. И все же эта армия мертвецов есть великая – можно сказать, величайшая – политическая сила всей нашей жизни, и от ее голоса зависит судьба живых, быть может, на много поколений…

 

…Те, кто умеют видеть и слышать, кто сознает настоящее не как самодовлеющую, отрешенную от прошлого жизнь сегодняшнего дня, а как преходящий миг живой полноты, насыщенной прошлым и чреватой будущим, – те знают, что мертвые не умерли, а живы… их мученические образы живут в наших душах и движут нами. Или, вернее, они живут не в наших душах, – не в слабых, ограниченных, легко забывающих и мало разумеющих сознаниях отдельных людей, а в подсознательных глубинах великой, сверхличной народной души…

 

Нет, будем чтить тени мертвых в народной душе. А если мы уже разучились чтить их – будем, по крайней мере, помнить о них настолько, чтобы бояться их и считаться с ними. Лишь та жизнь достойна и способна сохранить себя, которая не порвала с питающими ее живительными силами умершего прошлого.

Мертвые молчат. Но наш долг – не только перед ними, но и перед нами самими и перед нашими детьми – чутко прислушиваться к таинственному и величавому – то благодетельному, то грозному – смыслу их молчания.

С.Франк

 

Вот что пишет коллежский советник Александровский о Колпаковском в бытность его в должности Степного генерал-губернатора. «Постоянная забота о нуждах вверенного края, его процветании и благоустройстве были постоянными заботами генерала. Герасим Алексеевич заслужил общую любовь и до сих пор все вспоминают о нем, как о государственном деятеле и человеке, посвятившем всю свою жизнь благу отечества… В городе Верном 28 мая 1887 года произошло землетрясение. Колпаковский немедленно выезжает на место, принимает самые энергичные меры помощи, устраивает больницы, лично следит за раздачей денежных пособий… прилагает все старание к успокоению умов взволнованного населения…»

Колпаковский 3

Дружеские и особо доверительные отношения были у Герасима Алексеевича с Верненским городским архитектором Павлом Гурдэ. В своих воспоминаниях о генерале Колпаковском он с большой теплотой и сердечной болью пишет: «Проникнутый чувством душевной горести о тяжелой утрате, испытываемой всеми нами семиреченцами в лице нашего незабвенного благодетеля и покровителя Герасима Алексеевича Колпаковского, я позволю себе и как бывший подчиненный дорогого покойного начальника, и как старейший служащий Верненского городского управления, представить на усмотрение городской думы мои предложения относительно того, как, по моему мнению, следует нам чтить память того человека, который не только создал наш город Верный, но и не переставал до последней минуты жизни заботиться о его благосостоянии и процветании, а также интересоваться судьбою всех его жителей, на которых он смотрел как на собственных родных детей».

«Теперь же передо мной лежит целый ряд его писем ко мне и в каждом из них он все спрашивает, в самых сердечных выражениях, полных чувств искренней любви и глубокой привязанности, о делах города, о его положении, нуждах и надеждах на улучшение и развитие. Он интересовался новыми постройками, как общественными, так и частными, и посылка ему фотографий новых строений доставляла ему всегда такое удовольствие, что он не знал, как за них благодарить. Все было близко к его доброму, отеческому сердцу – даже самые мелкие подробности, относящиеся к любимому им городу, и о нем никогда не выражался иначе как «родной мой город». Одним словом, находясь, силою обстоятельств, в отдаленности от нас, - он жил нашей жизнью, радовался нашим успехам, печалился, горько печалился, нашими несчастьями и неудачами. Он жил в С-Петербурге, но его душа была вся с нами и не покидала нас до последней минуты жизни…

Отеческая заботливость дорогого покойного Герасима Алексеевича не относилась исключительно только к самому родному ему городу, но и распространялась ко всем без исключения его жителям и, спрашивая о судьбе и положении тех или других, он для каждого имел слово нежной и теплой симпатии, проникающее в сердце и радующее его.

Но покойный доброжелатель не удовлетворялся высказыванием своей любви к родному городу, но доказывал искренность своей привязанности и на деле. Это знают, кроме меня, и все те, которые обращались к нему во время нужды или несчастья. Это знают не только отдельные лица, но и целые общества, в делах которых он всегда, с полной готовностью и неутомимою энергией, принимал живейшее участие и интерес. Он, в пользу этих лиц и обществ, действительно исполнял все, что оказалось, повторяю его собственные слова, «возможным и доступным его служебному и общественному положениям». В этом отношении никакие хлопоты и ходатайства не останавливали его, когда он видел хотя бы самую ничтожную возможность принести пользу дорогой ему области, и в этих случаях нежное, сердечное удовольствие,  с которым он сообщал о благоприятных результатах своих забот, радовало больше, чем самый успех дела. И наоборот он, при случайной неудаче, высказывал столь искреннюю горесть, столь глубокое сочувствие и сожаление, что волею неволею приходилось забывать собственное несчастье, чтобы успокоить его самого.

Вот какого отца родного, какого истинного друга и благодетеля мы потеряли в лице покойного Герасима Алексеевича, нашего Герасима Алексеевича!

Говорить здесь о государственных заслугах покойного я не буду… я также не стану повторять тех известных биографических сведений, которые читаем теперь во многих газетах; я лишь считаю нужным напомнить о том, что он лично для нас, верненцев, делал. Ему мы обязаны самим существованием нашего города и его восстановлением после страшной катастрофы 1887 года. Ему же мы обязаны учреждением городского самоуправления. Ему же, главным образом, мы обязаны основанием учебных заведений. Ему же обязаны роскошной растительностью, окружающей нас и услаждающей нашу жизнь во время летнего зноя.

Со дня принятия им в 1858-м году управление Семиречьем, он не переставал неутомимыми трудами и благотворною деятельностью заботиться о благоустройстве и развитии этой окраины. Он входил во все ее нужды и приложил все усилия к их удовлетворению. Он создал в крае садоводство и лесоводство, пчеловодство и даже делал попытки к созданию шелководства. Одним словом, он положил начало ко всему, а когда он покинул край навсегда в 1889-м году, оставалось после него только продолжить его славные начинания.

В городе Верном существует уже проспект имени генерала Колпаковского и в главной части этого проспекта, т. е. в середине сквера, который следовало бы теперь назвать также сквером или парком Колпаковского, надлежит, по моему мнению, соорудить памятник основателю и первому почетному гражданину города Верного. Такой памятник, увенчанный бронзовым бюстом дорого покойного, послужит навсегда живым о нем воспоминанием. И смотря на энергичные черты его славного, всем знакомого лица, нам будет казаться, что он опять, как прежде, среди нас, чтобы на этот раз больше нас не покинуть…

Я же, в свою очередь, буду считать за честь, если поручено будет мне составление проекта желаемого памятника, и уже этот проект буду составлять с особой любовью и старательностью».

Такими словами, проникнутыми душевной болью, пронизаны все четыре страницы убористого текста Павла Васильевича Гурдэ, который, действительно, потерял в лице Колпаковского друга, покровителя и благодетеля. Такие воспоминания современника дорого стоят.

Но с увековечением памяти Колпаковского не все в порядке…

В своем журнальном определении от 25 апреля 1879 года Верненская городская дума для того «… чтобы увековечить память Его Превосходительства в г. Верном, заботившегося в продолжение многих лет об устройстве этого города, просить его дозволить улицу, названную Соборным проспектом, наименовать проспектом генерала Колпаковского или вообще его именем в той форме, как признает удобным Его Превосходительство».

Г.А.Колпаковский проигнорировал предложение думы, и проспект стал носить имя первого губернатора только после его отъезда из Семиреченской области в 1889-м году.

А в 1918 году проспект Колпаковского в очередной раз переименовывают – теперь уже в проспект Ленина.

В Верненскую думу поступило письмо от членов городской управы следующего содержания: «До настоящего времени некоторые улицы города Верного носят названия, напоминающие собой давно несуществующий и ненавистный всем старый режим и его сподвижников, как-то: Губернаторская, Командирская, проспект генерала Колпаковского и прочие. Городская управа полагала бы, что переименование их в ознаменование и увековечение памяти Великих дней Российской социалистической революции желательно теперь же и со своей стороны предлагает переименовать Губернаторскую – в улицу Свободы, Мещанскую – в Народную и проспект генерала Колпаковского – в одно из нижеследующих названий: проспект Великой Революции, Республики, Красный».

16 мая состоялось заседание городской думы, где был заслушан доклад городской управы и без прений принято предложение о переименовании улиц. Прения возникли только относительно изменения названия проспекта генерала Колпаковского. Гласный думы Розен высказался о желательности сохранения названия проспекта в память Герасима Алексеевича Колпаковского – основателя Семиреченского края и, в частности, города Верного. К мнению Розена присоединился гласный Черных, который предложил название проспекта сохранить без слова «генерал». Предложение было единогласно принято всем собранием думы. Городской комиссар вносит встречное предложение: проспект Колпаковского переименовать в проспект Березовского и Овчарова – «в память их мученической гибели за свободу народа». После краткого обмена мнений (перечить комиссару никто не решился) дума единогласно принимает предложение городского комиссара…

Но не все так просто. После прихода к власти большевиков, проспект все же получил имя Ленина (ныне Достык).

Справедливости ради надо сказать, что в 2005 году власти решили все же увековечить память Колпаковского в названии одной из улиц Алматы. Правда, улица находится на окраине города, в Большой станице, и представляет собой шесть маленьких кварталов…

Ранее, в 1896 году, Верненская городская дума, желая достойным образом почтить память Герасима Алексеевича, первого почетного гражданина города Верного, своим журнальным определением от 20 мая постановила соорудить памятник в центре города на проспекте его же имени, выделив на это из городских сумм пять тысяч рублей, внося ежегодно в течении 5 лет в смету расходов по городу по 1000 рублей. Обратились с ходатайством к императору Николаю Александровичу о разрешении соорудить памятник и для увеличения первоначального взноса открыть подписку в городах Семиреченской области, Туркестанского края, Степного генерал-губернаторства и в Петербурге. Однако разрешение получено не было…

Кстати, многие считают, что в парке, напротив Кафедрального собора (с восточной стороны), был установлен бюст Колпаковскому. Это, конечно же, неправда. В парке был бюст Александра Второго, который благополучно убрали после революции.

В Семиречье в честь Г.А. Колпаковского были названы селения, улицы в Верном и Пишпеке, Верненское городское училище носило его имя и многое другое. И если сейчас практически ничего не говорит о Колпаковском в Семиречье, то это не значит, что мы должны забыть о том, что обязаны ему самим существованием нашего города.

По материалам различных изданий

Помни, что каждый живет лишь настоящим, ничтожно малым моментом; все же остальное или уже прожито, или покрыто неизвестностью. Ничтожна жизнь каждого, ничтожен тот уголок земли, где он живет, ничтожна и самая долгая слава посмертная: она держится лишь в нескольких кратковечных поколениях людей, не знающих и самих себя, не то что тех, кто уже давно почил.

Марк Аврелий

 


Достоевский

Писатель Ф.М.Достоевский в казачьей станице

Есть на карте Казахстана одно удивительно живописное место, расположенное недалеко от города Семей (Семипалатинск), — это село Озёрки, которое знаменито своей необычной историей. Прошло почти 300 лет с момента создания этой старинной казачьей станицы. Форпост Озёрный, как его называли раньше местные жители, располагается в живописном месте вверх по Иртышу, в восемнадцати километрах от города. Слева от станицы широкой полосой уходит к востоку реликтовый ленточный бор, соседствуя с полноводным Иртышом. Между бором и станицей раскинулись поля с родниковыми речками, миниатюрными озёрами, кишащими карасями и линями, тянутся отдельные группы сосен и тополей. Вот такая живописная природа встретит вас, если вы окажитесь в нашем селе. В XIX в. казачьей станице Озёрная побывали многие известные путешественники: Паллас П.С., Семёнов-Тянь-Шанский П.П., Кашляк В.Н., Шевченко Н.М.; писатели, поэты, которые с любовью описывали нашу местность. Писатель Ф.М. Достоевский – один из тех знаменитостей, кто посетил наши живописные места.

Фамилия Фёдора Михайловича Достоевского известна многим. Это писатель с мировым именем. После Омского каторжного острога в 1854 г. Ф.М. Достоевский был направлен на службу рядовым в Сибирский 7-й линейный батальон, стоявший в Семипалатинске. О пребывании его в Семипалатинске известно многим, однако, мало кому известно о том, что Ф.М.Достоевского жил 2 месяца в казачьем форпосте Озёрный. Об этом сказано очень скупо: «Духовная травма, несомненно перенесенная Достоевским после припадка, скоро более или менее зарубцевались, да и здоровье, особенно после двухмесячного отдыха в форпосте Озерном (недалеко от Семипалатинска), значительно окрепло». Так пишет Косенко П. в своей книге «Иртыш и Нева».

В 1857 г. Достоевского произвели в унтер-офицеры. У него появилось больше свободного времени. После женитьбы на М.Д. Исаевой он получил отпуск. В июне 1857 г. Фёдор Михайлович посетил форпост Озёрный, чтобы поправить своё здоровье. Да сам Федор Михайлович в рапорте командованию сообщает: «17 июня 1857года прибыл из Семипалатинска в форпост Озёрный, где использовал двухмесячный отпуск, полученный для излечения застарелой падучей болезни». Вот и всё о форпосте Озёрный.

В отчёте станичного атамана за 1876 год сказано, что в середине XIX века Озёрки являлись благополучным казачьим селом. В нём проживало около 600 человек в 70 деревянных домах. Среди казаков-купцов были зажиточные. Вот в одной из таких богатых семей жил и Фёдор Михайлович Достоевский.

По рассказам старожилов села Озёрки Фёдор Михайлович Достоевский останавливался на отдых и лечение в форпосте Озёрном в доме казака Павла Парфентьева. Рассказ о пребывании Фёдора Михайловича передавался в семье Парфентьевых, как семейное предание.

Дом был двухэтажный, первый этаж – кирпичный, второй – деревянный. После коллективизации в доме устроили ферму. Глава семьи Павел Парфентьев держал скот, у него было три сына: Георгий, Матвей, имя третьего неизвестно. Матвей держал мельницу (Матагулова мельница, Матагул – казахское произношение имени Матвей).

Итак, установлено, что Фёдор Михайлович Достоевский жил в Озёрках в июне-июле 1857 года в доме по улице Столбовая. В современное время в селе сохранились постройки нескольких подобных двухэтажных домов.

Писатель Шевченко Н.М. писал: « За годы, прошедшие после пребывания Достоевского в Семипалатинске многое изменилось. Особенно большие изменения произошли в годы «Гласности». Были потеряны честь и совесть, исчезли понятия о чутком отношении к страдающим, в обществе процветает рвачество, хищное самонасыщение, кровожадность и садистская жестокость, проповедуемая телевидением. Но луч надежды ещё не погас». Об этом нам напоминает Достоевский : «Чтоб судить о нравственной силе народа и о том, к чему он способен в будущем, надо брать в соображение не ту степень безобразия, до которого он временно и даже хотя бы и в большинстве своём может унизиться, а надо брать в соображение лишь ту высоту духа, на которую он может подняться, когда придёт тому срок. Ибо безобразие есть несчастье временное, всегда почти зависящее от обстоятельств, предшествовавших и преходящих от рабства, от векового гнёта, от загрубелости, а дар великодушия есть дар вечный, стихийный, дар, родившийся вместе с народом, и тем более чтимый, если и в продолжение веков рабства, тяготы и нищеты он всё-таки уцелеет, неповреждённый, в сердце этого народа».

Ф.М. Достоевский всегда был гуманистом. Его никогда не покидало благородное чувство к бедным, униженным и оскорблённым. Через всё его творчество проходит призыв к людям о том, чтоб они были милосердными и человеколюбивыми. Душевная красота спасёт мир. Итогом проживания в нашем регионе стал рассказ «История села Степанчикова». Кто знает, может и послужил казачий форпост Озёрный тем самым местом, которое описывает Ф.М. Достоевский в своём произведении?

 

Казачки Юрченко Светлана и Завидова Любовь, г. Семей

 


Казачья память

Как начиналось расказачивание Дона

Основная масса казачества изначально не видела в большевиках угрозы своему существованию. Многие вернувшиеся с фронта Первой мировой станичники изначально держались нейтралитета. Лишь небольшая часть казаков изначально примкнула к какой-либо из сторон в разгоравшейся гражданской войне.

Так, партизанский отряд Василия Чернецова, составлявший основу военных сил донского атамана Алексея Каледина, насчитывал всего около 200 человек — в основном не нюхавшей пороху учащейся молодёжи в возрасте от 15 до 20 лет. Фактически в начале 1918 года основная масса казачества позволила большевикам без серьёзного кровопролития установить свою власть на Дону. Часть казаков малоземельных верховых округов открыто заявила о поддержке новой власти, созвав 23 января в станице Каменской съезд фронтового казачества, на котором был образован Донской казачий военно-революционный комитет во главе с казаками-большевиками Фёдором Подтёлковым и Михаилом Кривошлыковым. Попытки же объявленного Совнаркомом вне закона Каледина мобилизовать казаков не привели к желаемым результатам. 12 февраля 1918 года донской атаман покончил жизнь самоубийством.

«Казачество осталось глухо к призыву своего атамана, того атамана, которого оно ещё так недавно отказалось пустить в ставку, предохраняя его от самосуда черни. Он погиб, показав Дону пример честной и безупречной службы», — напишет в своих воспоминаниях начальник разведывательного и оперативного отдела штаба белогвардейской Донской армии, полковник Владимир Добрынин.

Измена

Летом 1918 года казаки под руководством атамана Петра Краснова сформировали 50-тысячную Донскую армию и очистили от большевиков Область Войска Донского, значительно выйдя за её пределы в Воронежской и Саратовской губерниях. Трижды они подступали вплотную к Царицыну — «красному Вердену», однако овладеть этой большевистской твердыней им так и не удалось. Одной из причин военного характера, повлёкших неудачу белых казаков под Царицыным, было появление у красных крупных кавалерийских соединений. В числе их организаторов были как иногородние жители Дона Борис Думенко и Семён Будённый, так и выходцы из казаков — Филипп Миронов, Михаил Блинов, Иван Колесов, которые увлекли за собой немалое количество станичников, поддавшихся большевистской пропаганде. Однако доверия к казакам со стороны красных вождей это не прибавило.

Так, руководивший обороной Царицына Иосиф Сталин в одном из своих писем Ленину объяснял сложившуюся неблагоприятную обстановку и сдачу целого участка имевшей стратегическое значение железнодорожной линии Царицын — Поворино «казачьим составом войск Миронова». Дескать, красные казаки «не могут и не хотят вести решительную борьбу с казачьей контрреволюцией»и целыми полками переходят на сторону Краснова.

Колебания основного числа казаков и переходы то на одну, то на другую сторону действительно носили во время гражданской войны массовый характер. С одной стороны, открытие фронта казаками стало следствием большевистской пропаганды, осуществляемой Донбюро РКП (б). Отметим, что именно этот орган уже скоро станет основным проводником политики «расказачивания». С другой стороны, сыграло свою роль ухудшение материального снабжения и крайнее нежелание казаков воевать за пределами Области Войска Донского. Возглавил это выступление против атамана Краснова казак хутора Рубежного станицы Еланской Яков Фомин. В 1921 году амбициозный Фомин встанет во главе уже антибольшевистского восстания и погибнет при его подавлении.

Подписанная Свердловым директива Оргбюро ЦК РКП(б) «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах» подоспела как раз к тому моменту, когда станичники разошлись по своим куреням, рассчитывая на прочный мир с большевиками и соблюдение ими всех договорённостей. Скоро, однако, пришлось разочароваться — явились "гости" и стали грабить, а в ответ на указание, что, мол, подписывали же мы договор, сказали преспокойно: "Подписывали вы договор с коммунистическим полком, а мы — "московского революционного", — так описывала начало политики расказачивания «Донская волна».

Отметим, что откровенно изуверское указание центральной власти на местах приобретало ещё более садистский характер. Ведь в ревкомах, выносивших расстрельные приговоры, зачастую находились местные казаки-большевики, которые зачастую руководствовались личными мотивами по отношению к своим станичникам. В ходе реализации политики расказачивания имели место расстрелы, в том числе бессудные, казаков и членов их семей, взятие заложников, сжигание заподозренных в «контрреволюционности» станиц, грабежи и незаконные поборы.

«За каждого убитого красноармейца и члена ревкома расстреливайте сотню казаков», — телеграфировал в ревком Вёшенской один из руководителей Донбюро и организатор красного террора на Дону Сергей Сырцов. — «Приготовьте этапные пункты для отправки на принудительные работы в Воронежскую губернию, Павловск и другие места всего мужского населения в возрасте от 18 до 55 лет включительно. Караульным командам приказать за каждого сбежавшего расстреливать пятерых, обязав круговой порукой казаков следить друг за другом».

Проведение в жизнь подобного рода инструкций стало катализатором нового восстания казаков, центром которого стала окружная станица Вёшенская. Во главе повстанцев встал подхорунжий Павел Кудинов, а 1-ю дивизию восставших казаков возглавил Харлампий Ермаков.

В середине марта 1919 года, когда Верхне-Донской округ был уже объят казачьим восстанием, большевистское руководство приостановило выполнение директивы Оргбюро ЦК РКП(б) от 24 января 1919 года. Несмотря на это, взятый курс на ликвидацию казачества как сословия и особой социальной группы не был свёрнут и получил продолжение после того, как в 1920 году вся Донская область вновь оказалась под контролем большевиков. При этом выражался он как в репрессивной политике, жертвами которой стали в том числе многие выдающиеся красные казаки, например, командующий 2-й Конной армией Филипп Миронов, так и в административно-хозяйственных преобразованиях, лишивших казаков земельной собственности и упразднивших Область Войска Донского как самостоятельную административно-территориальную единицу.

Подсчитать же точное количество жертв большевистского расказачивания в принципе невозможно. Если исходить из того, что общие безвозвратные потери донского казачества в Гражданской войне составили 250 тысяч человек (примерно каждый шестой), то итоговое количество погибших может исчисляться десятками тысяч человек.

 


2 Скифское золото

Казаки - кто мы и откуда?

«Граница породила казачество, а казаки создали Россию»

Л.Н. Толстой

 

По определению “отца истории” Геродота (около 484-425 гг. до н.э.) территорию Причерноморья и Приазовья с древнейших времен населяли кочевые племена. Он и другие античные авторы называют их скифами.

Скифы известны грекам с VIII века до н. э. Исследователи выявили, что одних только греческих писателей, оставивших свои заметки о Скифии и скифах, насчитывается более трехсот. Геродот писал: «... Никакой враг, напавший на них, не может ни спастись от них бегством, ни захватить их, если они не захотят быть открытыми; ведь народу, у которого нет ни городов, ни укреплений, который свои жилища переносит с собой, где каждый - конный стрелок, где средства к жизни добываются не земледелием, а скотоводством, а жилища устраиваются на повозках, - такому народу как не быть непобедимым и неприступным?».

4 Диодема из кургана Хохлач

Имея длительные контакты с греками, скифы по примеру греческого Боспорского царства в Крыму, создавали свои протогосударства.

1 Золотая пектораль

По торговым соглашениям греки получали из Скифии золото, медь, бронзу, лошадей, зерно, прекрасный мех, котлы и главное - железное оружие. Здесь уместно привести убедительные свидетельства того, что медь и железо впервые стали производить в Евразийской Степи еще в доисторические времена. Археологические исследования и факты тому доказательства.

3 Золотой человек

Согласно Е.Н. Черных - первого исследователя месторождения Каргалы в Оренбургской области, самые ранние разведочные работы в Каргалах происходили в IV-III тысячелетиях до н.э. Добыча медной руды велась в Каргалах непрерывно почти две тысячи лет.

Академик-археолог Окладников А.П. (1908-1981 гг.) в 1961 году на Алтае нашел древнейший чугунный сошник-лемех, которому ученые исчисляют 2,5 тысячи лет. Находка археологов согласуется с древним скифским мифом: «Когда на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша».

То есть, часть скифов были пахарями-земледельцами и свой производимый продукт - зерно, отправляли в Грецию на экспорт, что подтверждается и из других археологических источников Кубани.

6 Святослав

Персонаж произведений греческого сатирика Лукиана Самосатского (около 120-180 гг. н. э.) скиф Токсарис говорит: «Наши предки написали на медной доске..., дети должны были заучивать то, что на ней написано». Получается, что у скифов были школы для детей, где подрастающее поколение обучали грамоте и правилам поведения в обществе.

Золотые изделия скифских мастеров (так называемый «звериный стиль»), которые были найдены в скифских могильниках и нигде более, говорят о том, что скифы в своей обыденной жизни стояли на голову выше окружающих их племен и народов.

Отсутствие непосредственных казачьих первоисточников, видимо, объясняется тем, что, к сожалению, донской архив, в котором было немало ценного материала, сгорел дотла в городе Черкасске в 1744 году, а скрытие доказательства геноцида казаков – “сатрапов царя и врагов пролетариата” тоже требовало уничтожения документов, где имелось любое указание на наш народ.

И несмотря на обилие многочисленной исторической литературы, история казачества считается пока еще не завершенной, с наличием в ней многих белых пятен. Дело в том, что как при царском режиме, так и при большевистской власти, самобытность казаков всячески пресекалась, а после революции был поставлен вопрос о полном уничтожении – геноциде казачества, как народа. В связи с этим историки должны были приспосабливаться под мнение правящей элиты, замалчивать многие зверские деяния тоталитарного режима в отношении самого легендарного и непокорного народа России.

34 moscovia-1546

Историки древности сообщали о том, что на картах Птолемея (II век) – крупного ученого, жившего и работавшего в Египте, в Александрийской библиотеке, была даже обозначена земля Казакия на Кубани, её столица Черкассы.

10 Древняя христианская церковь Алании

Очевидец встречи киевского князя Святослава с византийским императором Иоанном I Цимисхием оставил нам красочный портрет князя: «Он приплыл на скифской ладье... был среднего роста, с густыми бровями и голубыми глазами, с плоским носом, с бритой головою и длинными висячими усами. Голова его была совсем голая, только на одной её стороне висел локон волос, означающий знатность рода... В одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная карбункулом и двумя жемчужинами...». Ну прямо запорожский казак из картины Ильи Репина! А это, заметьте, X век. Автор портрета – византийский летописец. А еще раньше, в начале того же века, о казаках писал византийский император Константин Багрянородный. Таким образом, история свидетельствовала бытность казаков в IX-X вв.

5 Гунн I

Обязательно следует упомянуть портрет гунна IV века н.э., выполненный по шелку (то, что сохранилось). Его обнаружил известный исследователь Центральной Азии П.К. Козлов в 1924 году при раскопках древних курганов на севере от Урги (совр. Улан-Батор). Гунн с круглыми глазами, прямым носом и пышными усами – типичный европеоид, и никак не монгол и не китаец. Вот такие гунны в IV в. прошли сквозь Прикубанье, Причерноморье и, естественно, оставили свои следы в тех местах. Ну, чем не казак в начале нашей эры? Такими были наши предки около 2-х тысяч лет назад.

7 Константинов крест

И что очень важно - по сведениям Константина Багрянородного, южные рубежи Хазарского каганата постоянно охраняли казаки. Таким образом, в истории отмечено, что и в VIII веке казаки несли охранную службу государства, где они проживали.

В 1660 году в Европе была опубликована еврейско-хазарская переписка первых лиц Испании и Хазарии X века.

Испанский посол (по другим источникам - главный визирь) из Кордовы еврей Хасдай ибн Шапрут, в своем письме спрашивает у правителя Хазарского каганата Иосифа: «Какому народу принадлежит каганат?» - Правитель Хазарии отвечает: «Касаелi, то есть «страна Каса» или «Страна казаков».

8 Книга Е. Савельева

Это ключевая фраза первого лица государства.

И до наших дней живут на земле казаки донские, кубанские, терские, астраханские, сибирские, уральские, оренбургские…

Ученый И.Ф. Быкадоров утверждает, к примеру, что лампасы у казаков, превратившиеся в бытовую принадлежность одежды, были еще у скифов. Как это видно из сокровищ Куль-Обского кургана (чаши и сосуды), лампасы были принадлежностью верхней одежды вождей и военачальников.

9 Казаки телохранители Бату-хана

Сто лет назад В.Ф. Соловьев в своей брошюре «Особенности говора Донских казаков» в 1900 г. писал: «Казаки, несмотря на то, что стоят за Русь, что полки их оберегают её окраины и что все имеют рвение постоять за Царя, сами себя не считают русскими; что если любому казаку предложить вопрос: «Разве ты не русский?» Он всегда с гордостью ответит: «Нет, я казак!».

И в заключение полемики относительно слова “казак”, далее продолжу мнение Н.М. Карамзина: «В истории следующих времен увидим казаков ордынских, азовских, ногайских и других; сие имя означало тогда вольницу, наездников, удальцов, но не разбойников, как некоторые утверждают, ссылаясь на лексикон турецкий: оно, без сомнения, не бранное, когда витязи мужественные, умирая за вольность, отечество и веру, добровольно так назывались».

27 Казак 1879

Относительно отличия казаков по внешнему виду от других соседних народов, то писатель Е.П. Савельев в начале прошлого века дал уточняющую характеристику: «Население Дона в половине XVI столетия относится к четырем главным элементам древнего казачества, народа, резко отличающегося своим антропологическим типом как от великороссов, так и от малороссов, то есть такими физическими особенностями устройства туловища, ног, в особенности голеней, головы и лица, которые заставляют всякого, хорошо во всех отношениях изучившего казачество, выделить природного казака из массы других народностей, даже если бы его поставить в разноплеменную толпу и одеть в несвойственные ему одежды».

«Казаки произошли от казаков». Этот хрестоматийный даже для современного казачества принцип, блистательно озвученный Михаилом Шолоховым в романе «Тихий Дон», имеет на самом деле очень древнюю этногенетическую основу, уходящую в IV-VI века, когда потомки скифов и авары приняли христианство. Свидетельством тому – акты Константинопольского и Халкидонского соборов и изречения одного из отцов Церкви Иоанна Златоуста.

12 Храм Христа Спасителя в Москве

Габсбургский дипломат и посол императора Максимилиана I в Московии в 1517 и 1526 годах Сигизмунд фон Герберштейн утверждает в своей книге, что территориально прародина казаков находилась в горах Западного Кавказа.

Следует немного уточнить: «не в горах», а в предгорьях, на реке Кубань, с чем соглашаются многие исследователи.

20 Рядовые Атаманского полка

Татарский историк и политолог Фаиль Ибятов, выражающий мнение о причинах спекулятивного поиска «татарскости» казаков, считает, что в «исконном», запорожском казачестве гораздо явственнее, чем тюркский, просматривается скифо-аланский генетический след».

18 Семеро с ложкой

Не от тюрок, а от скифов и аланов, как детально обосновывает свое мнение исследователь, происходят специфические, онтологически базисные черты образа жизни запорожских и донских казаков. Походные кибитки казаков – это почти точная копия скифских и сармато-аланских кибиток.

...При проводах казака в последний путь за гробом шел не священник с кадилом, как в великорусских областях России, а боевой конь под черным чепраком, с притороченным к седлу любимым оружием усопшего. Мотивы этой традиции, отмечает исследователь, уходят в скифскую древность, а из современных народов России рудименты этого обычая сохранились только у горных осетин, которые, как и казаки, являются этногенетическими наследниками скифов и алан.

А вот исследователь Олесь Бузина приводит следующие мысли: «Что же такого нового я поведал нашим псевдоевропейцам, что они так взбеленились? Пусть читают своих «классиков» - например, одного из отцов украинского национализма Владимира Антоновича. Еще в 1881 г. он писал: «В состав малорусского типа вошла весьма многочисленная помесь тюркская (печенеги, половцы, крымские татары и особенно черные клобуки, некогда заселявшие почти одну треть всего пространства нынешнего Южнорусского края и расплавившиеся в славянской массе его населения».

22 Книга о Шацке

Даже «Кобзарь» имеет татарский корень. (Кобыз - древний тюркский музыкальный инструмент).

...Возможно, половецко-татарский вклад в генофонд и психику украинцев был даже значительнее, чем других славянских групп. Любовь к «красным девкам половецким» и наезды батек-мамаев не прошли даром. Дикий суржик во всем - от языка до политики, культуры и даже типа мышления стал фирменным признаком украинской жизни».

26 Запорожцы по Репину

Главным объединяющим признаком этногенеза казаков выступала религия, то есть православное христианство. Именно благодаря религиозной идеологии казачьи улусы, исповедующие православие, оказались самыми жизнеспособными из огромного числа подобных объединений, возникших после распада Золотой Орды. Религия же повлекла за собой союз казаков и молодого Московского государства. Роль же казаков в истории России вообще переоценить трудно. Несмотря на все бунты, “крестьянские восстания” под предводительством атаманов Ивана Болотникова (1606-1607 гг.), Степана Разина (1670-1671 гг.), Кондратия Булавина (1707-1709 гг.), Емельяна Пугачёва (1773-1775 гг.) и прочие беспорядки именно казаки в географическом отношении превратили Московию в Россию, положив сотни тысяч жизней в яростных схватках за нее величие.

21 Иван Иванович Чуфистов

Москву связывали с казачьими поселениями общие цели - борьба с азиатскими ордами и защита от их нападений. Задачей казаков было защищать и отстоять занимаемые ими земли от нападений окружающих их воинственных горцев и кочевников; задача Москвы состояла в том, чтобы обеспечить границы своих владений от тех же азиатских орд. Казаки нуждались в материальной помощи Москвы. Москва – в военной мощи казаков. Эти общие цели служили той связью, которая ни при каких обстоятельствах между Москвой и казаками не прерывалась.

В отношении Москвы с Турцией и Крымом значительную роль играли донские казаки, жившие по Дону и степной полосе. А в польско- турецких отношениях такую же роль играли казаки днепровские... Казаки Днепра и Дона, не считаясь с установившимися дипломатическими отношениями Москвы и Польши с Турцией, вели самостоятельную политику в отношении её владений, нападали на Крым, Астрахань и даже предпринимали рискованные морские походы на легких судах - «душегубках», переправляясь через Черное море и нападая на побережье Малой Азии. Нередко они возвращались из походов с большой добычей, но платили за неё своими головами, и добыча эта обходилась казакам очень и очень недешево.

30 Недорубов

В академических комментариях к записям византийского императора Константина VII Багрянородного (X в.) Зигфрид Байер (С.-Петербург, 1726-1737 г.) говорит о Казакии: «Сие есть всех древнейшее казацкого народа поселение упомянутое». Из русских историков Дона первым вспоминает Казакию А. Попов. Его «История о Донском Войске», пройдя все цензурные испытания, увидела свет в 1814г.: «Мы усматриваем, что сие Войско издревле называлось Донскими казаками, а земля их Казакиею, ибо на персидском языке ‘казак’ - значит ‘скиф’».

Церковные Соборы – съезды пастырей и учителей Церкви со всех концов христианского мира проводились для разрешения догматических и канонических вопросов веры и иных церковных дел. Их постановления имели для всех христиан непререкаемую к исполнению обязательность. До разделения Церквей на Западную католическую и Восточную православную (1054 г.) Церковные Соборы состояли из всех христианских епископий и назывались Вселенскими. Православная Церковь признает решения семи Вселенских Соборов.

Высшие духовные иерархии Казачьей Земли принимали участие во всех Вселенских Соборах; подписи епископов и митрополитов Томи и Таны (Тамани и Дона), Скифии Боспорской и Боспора сохраняются в актах до наших дней. Под актом Первого Вселенского Собора (325 г.) подписался епископ боспорский Донн, Второго (381 г.) - епископ Томи и Таны Геронтий (подпись - между епископами азийскими), Третьего (431 г.) - Тимофей, епископ Скифии Томитанской, Четвертого (451 г.) - Евдоксий, епископ Боспорский и Феотим, митрополит Томитаны и прочей Скифии, Пятого (553 г.) - епископ Томитаны Александр и митрополит боспорский Иоанн, Седьмого (787 г.) - подпись заместителя боспорского епископа Андрея».

11 Герб казаков

Иоанн Златоуст говорит, что скифы и сарматы имели уже в IV в. слово Божие на собственном языке. Это самое древнее свидетельство о принятии христианства в Приазовье. Имена епископов славянские.

Следует также сразу отметить, что авангардом военных сил России в её завоевании и присоединении восточных земель вплоть до Тихого океана являлись казаки, не проигравшие врагу в равном бою ни одной битвы за тысячу лет истории.

По мере продвижения России на Восток для колонизации завоеванных земель в первую очередь образовывали казачьи войска: уральские, оренбургские, сибирские, семиреченские, забайкальские, даурские, уссурийские и др.

Российская империя как раз отличалась тем, что ни один народ, вошедший в её состав, не исчез с географической карты, не исчез из истории.

Геноцида против местного туземного населения не было. Те аборигены, которые принимали православную веру, зачислялись в сословные казаки.

Например, в состав народного ополчения, вернее в казачьи иррегулярные войска, действующие в Отечественной войне 1812-1814 годов, входили почти все народы Российской империи. На сохранившихся картинах и зарисовках художников тех времен это отчетливо просматривается.

29 Казаки в Париже

Да и на европейском театре военных действий России решающую роль выполняли конные казачьи полки, включая изгнание французских войск в 1812 году, которые полностью уничтожили Великую армию Наполеона, оставив о себе в истории войн слова великого французского полководца: «Дайте мне дивизию казаков, и я вновь покорю весь мир!».

28 Раздача газет в Париже

Нельзя не отметить следующий исторический факт. В 1760 году донские казаки участвовали в штурме Берлина, который капитулировал через 5 дней. Здесь донцы захватили одежду Фридриха Великого. Мундир его теперь хранится в Историческом музее в Санкт-Петербурге.

Из крохотного Московского княжества казаки, находясь в авангарде русской экспансии на Север, Восток, Кавказ и Малороссию, вновь объединили земли империи Чингисхана. Атаман Ермак поклонился России Сибирью (1581-1585 гг.), победитель Наполеона атаман Матвей Платов – Кавказом (1782-1784 гг.), Богдан Хмельницкий – Украиной (1649-1654 гг.), Герасим Колпаковский – Средней Азией (1858-1889 гг.); сотник Бекетов (1632 г.), атаман Дмитрий Копылов (1637 г.), Василий Поярков (1643-1646 гг.), Ерофей Хабаров (1649-1653 гг.) и казаки Лука Морозко и Владимир Атласов (1696—1697 гг.) – Дальним Востоком.

16 Платов

Приведу потрясающие воображение примеры воинской доблести и бесстрашия моего народа на земле суверенного сегодня Казахстана, отвоеванной у китайцев и кокандцев: победа отряда из 799 человек, сформированного из казаков и лёгкой казахской конницы, над 20-тысячным кокандским войском в трёхдневном Узун-Агачском сражении в октябре 1860 года в 60 км от Верного (ныне Алматы) при укреплении Кастек (под Узун-Агачем) закрепила Семиречье за Россией и навсегда прекратила набеги кокандцев на земли Старшего жуза; прогремевшая на всю Среднюю Азию героическая трёхдневная битва казачьей сотни (114 казаков с одним “единорогом” - старинное русское гладкоствольное артиллерийское орудие-гаубица, и малым количеством провианта) есаула Серова и 10-тысячной кокандской армии Алимкула (с обозом, артиллерией, боевыми запасами), произошедшее в декабре 1864 года близ селения Икан Туркестанской области, пресёкшая атаку Алимкула на Чимкент и остановившая поход кокандской армии, который мог привести к самым неожиданным последствиям; а также Азовское осадное сидение казаков 1641-1642 гг., в котором численность одной лишь турецкой армии (без крымцев) превышала азовский гарнизон казаков в 6-8 раз, а в общем в 40-50 раз, освободившее Азов, являвшийся одним из главных центров работорговли в регионе, в басурманскую неволю турки отправляли «множество христианского народу», пленённого в ходе набегов; героическое сражение панфиловской дивизии семиреков-казаков, русских и казахов на последней линии обороны под Москвой в ноябре 1941 года; героическая 58-дневная оборона Дома Павлова в сентябре-ноябре 1942 года в Сталинградской битве, не позволившая немцам прорваться к Волге.

17 Обелиск в Семиречье

Современная строго научная точка зрения на происхождение казаков отражена в докладах круглого стола «Генетика - мост между естественными и гуманитарными науками», проходившем 27 июня 2009 г. в Москве на базе Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН и МГУ им. М.В. Ломоносова. Известный московский историк И.Ю. Юрченко, ссылаясь на суперсовременные результаты генетических исследований казаков, которые прозвучали из выступления кандидата биологических наук О.П. Балановского, отмечает: «Наличие неславянских и в том числе кавказских и тюркских компонентов в этническом облике российского казачества нельзя сегодня подвергать сомнению».

23 Казаки на параде в Москве 24 июня 1945

Таков генетический код казаков, лихо певших, возвращаясь с полонянками и богатой добычей из похода: «Была ты невестою крымского хана, а стала казачкой донской...». Тут уж, так сказать, нельзя ничего ни убавить, ни прибавить.

«А вот изначально казаки были родом из древних скифов. И это – без всякого сомнения!”.

По материалам исследований академика Оловинцова Анатолия Григорьевича, члена Совета стариков ВСКА и Национального Конгресса историков Казахстана.

 

 8 Книга Е. Савельева

Ну а теперь, уважаемые представители вновь избранных стран-членов Комиссии по НПО ЭКОСОС ООН, предлагаю Вашему вниманию то, о чем мы говорили на трех прошлых заседаниях Комиссии.

Акцентирую Ваше внимание, уважаемые представители, что никаких претензий у Всемирного Союза Казачьих Атаманов нет по поводу тех фактов, которые мы сейчас приведем, к правительству и президенту современной России. Наша деятельность укрепляет ее на века во благо мира на земле.

19 Расказачивание

Создав единую международную казачью организацию - Всемирный Союз Казачьих Атаманов – разделенного и рассеянного по всему миру казачества, мы ставим своей целью его полное возрождение и признание мировым сообществом, Организацией Объединенных Наций, народом, подвергнутым геноциду коммунистической власти и надеемся на вашу поддержку. Мы сделаем все, для того чтобы сам факт признания послужил делу укрепления мира во всем мире, а также укреплению дружеских отношений между общественностью наших стран.

 

Вашему вниманию предоставляются цитаты из официальных документов:

 

«6 июля 1919 г. В ЦК РКП(б) от члена Донского ревкома И.И. РЕЙНГОЛЬДА

... Сперва мы заигрывали с казачеством, давали ему автономию и выборную Советскую власть, согласившись даже на Донскую республику, создавали Войсковой казачий походный круг, издали декрет о льготах казачества. Потом, в связи с успешным продвижением Красной Армии к Ростову и Новочеркасску, у нас закружилась голова от успехов, и, почувствовав себя победителями, мы бросили вызов казакам, начав их массовое физическое истребление.

Бесспорно, принципиальный наш взгляд на казаков, как на элемент, чуждый коммунизму и советской идее, правилен. Казаков, по крайней мере, огромную их часть, надо будет рано или поздно истребить, просто уничтожить физически, но тут нужен огромный такт, величайшая осторожность и всяческое заигрывание с каза­чеством. Ни на минуту нельзя упускать из виду того обстоятельства, что мы имеем дело с воинственным народом, у которого каждая станица — вооруженный лагерь, каждый хутор — крепость. И политика их массового истребления приведет к тому, что мы с Доном никогда не справимся. РЦХИДНИ Ф.5. Оп.2. Д. 106. Л.7.»

«Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, Всероссийский Совет Народных Комиссаров Москва. Кремль. №3679 19 апреля 1920 г. СТРОГО СЕКРЕТНО Пред. В.Ч.К. тов. Дзержинскому УКАЗАНИЕ на исх. №2226/Д от 10.04.1920 года.

Задача органов В.Ч.К. заключается в том, чтобы само слово «казачество» исчезло из русского языка раз и навсегда. На протяжении всей российской истории казачество выступало в роли палача рабочего класса. Советская власть должна беспощадно и повсеместно уничтожать, и карать казачество как враждебный пролетариату класс. Пред. Сов. Народных Комиссаров: подпись (Ульянов-Ленин)»

А вот цитата из секретных директив Льва Троцкого, с 1918 по 1924 годы наркома по иностранным, военным и морским делам Советской России:

«Единственным народом, способным к самоорганизации на территории бывшей Российской империи, являются казаки. Они должны быть уничтожены поголовно... Это своего рода зоологическая среда, и не более того...».

 

Коварным обманом и ложными гарантиями от имени коммунистической власти, разоружив казачество, преступный режим физически истребил или вытеснил за пределы России свыше пяти миллионов казаков из восьми, проживавших на 1917 год в Российской Империи.

Почему с такой яростью большевики обрушились на казачество? Ответ прост. Наш народ - старейшая демократия мира, у нас всегда была выборная власть - казачий круг. Он выбирал атамана, и только он лишал его власти.

 

...здесь был задан вопрос о большом количестве реализованных нами за прошедший период мероприятиях и планируемых трех больших проектах на этот год при малом проценте их финансирования.

В заявлении мы предоставляли небольшое обоснование превышения 30% порога административных расходов.

Считаю необходимым дополнительно разъяснить членам комиссии, что специфика жизни и деятельности неправительственных некоммерческих организаций в странах СНГ такова, что большая часть проводимых нами мероприятий организуется и проводится на собственной материально-технической базе - в Алматы у нас есть свое великолепное помещение - Республиканский казачий культурный центр, поменьше помещения есть на Севере Казахстана, в Астане Россотрудничество всегда идет на встречу и также предоставляет помещение для проведения мероприятий бесплатно, в Австрии и приграничных районах Италии мэры городов и хранители музеев с открытым сердцем и большим желанием предоставляют помещения и кофе-брейки бесплатно, им интересна история казачества. Мероприятия проходят при безвозмездном участии привлекаемых и собственных артистов, которые используют свои музыкальные инструменты, свой реквизит, свою собственную казачью атрибутику - шашки, национальную одежду, никакого гонорара или платы не получают и наши исследователи, которые самостоятельно работают в архивах, доступ в архивы у нас бесплатен - мы пишем ходатайства и наших активистов допускают к работе в архивах, они изучают материалы, пишут статьи, публикуют их в наших изданиях и на страничках соцсетей - все это делается нашим народом по зову собственной души. Помощь нам оказывают и сторонние неправительственные организации - предоставляя безвозмездно помещения для проведения мероприятий или поощрительные призы - но это бывает редко - люди еще не очень готовы помогать материально. Примеров множество - так выезд на мероприятия вне городов осуществляется в основном на собственных машинах.

А тем людям, которые ведут всю эту работу по привлечению людей, поиску возможностей провести мероприятие широко и активно при минимальных затратах - мы платим заработную плату - т.к. объем работы у них большой, вести ее без отрыва от основной работы, где они могли бы зарабатывать на жизнь - невозможно - вот поэтому так и складываются наши расходы.

Мы максимально помогаем и поддерживаем друг друга.

Всемирный Союз казачьих Атаманов просит комиссию поддержать наше заявление, мы уверены, что будучи одной из немногих НПО – резидентов азиатских стран СНГ мы сможем быть полезны ЭКОСОС в доведении его миссии до своего народа и в предоставлении мнения, совета и помощи в сфере реального положения дел в культурной и социальной жизни малых народов на территории наших стран. Выступление 24 мая 2017 года на Возобновленной сессии Комиссии по НПО.

 25 Собор в Новочеркасске

Цель наша - собрать и обустроить на территории нашей исторической Родины представителей нашего народа, проживающих сегодня более чем в сорока странах мира, тем более вся наша история, с которой вы сегодня ознакомились, говорит, что мы должны и можем это сделать, имеем все исторические права и заслуги.

Надеемся на Вашу поддержку.