События

 
 

Сила казака - в Спасе

Спас-1

Огнём пробужусь,

Водой разольюсь,

Землёй укоренюсь, 

Ветром завьюсь,

Смагой наделюсь,

В бою врага не боюсь!!!

(казачий замолв, из устных наставлений)

 

В странах СНГ, и в нашем родном Казахстане идёт процесс переосмысления базовых и духовных ценностей и поиска новых точек зрения и понимания многообразных традиций как казачьей, так и русской, мировой культуры. Пристальное внимание обращено на восстановление и изучение казачьих традиций в Союзе казачьих общественных объединений Казахстана. Традиции, которые до последнего времени оставались в тени, но не потому что они утеряны, а потому что должно было прийти время и появиться подходящие условия.

 Спас-2

В последние несколько лет, ранее «темная» и почти неизвестная культура казачьего Спаса становиться всё популярнее, однако многие стороны этого уникального явления для многих до сих пор остаются загадкой. В данной статье мы прикоснемся к этой не простой и, в то же время, притягательной теме.

Сразу хочу обратиться к читателю, который уже всё знает и обо всём имеет своё суждение. Этот материал не для тебя. Это для казаков ищущих, желающих узнать новое и идущих к свету.

Спас-3Спас-4Спас-5Спас-6

Всё что здесь будет сказано, проверено жизнью, практикой. И тому свидетельство проведённый недавно VIII Cеминар по традиционной физической культуре казаков, пластунскому воспитанию и казачьему Спасу, где все участники на сто процентов выполнили казачьи правины, уходя от шашки и от выстрела в упор, со спины. Да ещё и с завязанными глазами. Материалы зафиксировала видеокамера и сейчас рассматривается вопрос о создании документального фильма по итогам семинара. Поэтому мы в принципе никому и ничего не доказываем.

А речь пойдёт о том, что, благодаря Верховному Атаману казаков Казахстана, казачьему генералу Юрию Филипповичу Захарову, атаманам казачьих общественных организаций и объединений, наставникам Школы казачьего рукопашного боя «Радуга Семиречья» казачья молодёжь получила возможность собраться на семинар. Удивительная возможность, на неделю погрузиться в тот культурный слой, который практически в современном мире недоступен для общей массы казачьего народа. Многое утеряно, многое забыто, а что-то просто не воспринимается из-за определённого уровня мышления. В общем, в станице Катарколь учились казаки уму-разуму в очередной раз. И не просто учились, сидя за партой, а, грубо говоря, «пахали» с 5.00 утра и до 22.00 вечера. По 17 часов в день, дорожа каждой минутой общения с наставниками и наказителем. Потому приятно было смотреть, как казаки самоорганизовывались: и на занятия вовремя прибывают, и все дела успевают, и даже озеро Катарколь переплыть времени хватает. Любо на душе становиться от такого мгновенного взросления.

Чему учились казаки? - задаст вопрос читатель. А в тайне подумает: а я смогу этому научиться? А что это такое, где ещё можно об этом прочитать, посмотреть? И прав будет ищущий и думающий. Можно найти и прочитать, можно попросить и дано будет. Можно постучать и откроется тебе всё то, что хочешь познать. Оно рядом, оно у казака всегда было с собой. Зашёл в храм Божий, и вот пред тобой раскрываются двери в горний мир. А наши мудрые предки, зная, что будет непросто казакам и народу русскому оставили нам знания в виде «рисунчатаго» письма (иконы). Только многие казаки грамоте той не обучены. Смотрят на иконы наши православные, как на картинки цветные. Да то не вина их, а присказка, когда грамоте казаки учиться станете?

А я вам говорю, всё там нарисовано. И разбито по этапам восхождения Духа к Батьке Небесному. Пытались наши «друзья» убрать из православной жизни ИКОНЫ. Но отстояли наши предки наследие старины глубокой. А в честь этого даже праздник учредили с названием Торжество Православия.

Письменных же источников о Спасе просто не могло остаться со стародавних времён хотя бы из-за религиозной политики того времени. И это не секрет. Спас считался по незнанию, а иногда и по предубеждению, наследием старой веры, с которой война велась новой верой бескомпромиссная за место под солнцем. Приём известный: разделяй и властвуй.

Но, тем не менее, народная традиция сохранилась. «Традиция» слово латинское, в переводе значит «передача». Так и передавались знания о Спасе из уст в уста. От деда к внуку, от крёстного – крестнику. А что не успевали передать, так то нестрашно. Просите и дано будет.

Передавали в виде сводов знаний. В казачьей науке слово есть заветное. Свод знаний озвучивается словом СМАГА. Помните, как известный киногерой говаривал, «СМОГЁШЬ» (ударенье на второй слог) или «СМОГЕШЬ» (ударение на первый слог).

Состоит СМАГА из пяти сводов, или поконов. Разговор о Смаге, по сути разговор о первоосновах мира. И цель Смаги – обретение силы, посредством «оседлания» первооснов мира. Все мы по жизни охотники за силой. А зачем она вообще нужна? Кто-то, вопрос этот задаёт, кто-то нет. Но в предельной степени обобщения, обретя силу можно пойти по двум путям. Можно направить эту силу вовне, на покорение мира, блистать в нём, что бы вами восхищались. Гордиться, не воспринимая, что гордыня грех смертный. Вот казалась бы достойная цель. Тем самым мы будем стремиться вернуть себе на какой-то миг, некогда утраченную божественность. Но это лишь миг.

А можно пойти по неведомым дорожкам «туда, не знаю куда», чтобы найти «то, не знаю что». Там - неведомое! Но только там мы можем найти себя – свое «Я». Без этого нам заказана дорога Домой, во град «Небесный». И только там, Дома, мы сможем уже навсегда вернуть свою Божественность. Это цель, которая лежит в основе Спаса и является его вершиной: успеть при жизни прийти в объятия Батьки Небесного. Но чтобы дойти и не сгинуть в неведомом, нам однажды потребуется вся наша Сила.

Отправляясь в путь, казаки опирались на ИСТЫ - истины не требующее доказательств (современное слово - «аксиома»). Вот и я вам даю первые Истоты казачьего Спаса.

Самая первая звучит просто и сурово. И с ней не поспоришь. «Каждый казак, любой человек проживёт свою жизнь от начала и до конца». Как с этим спорить? Сам родишься, сам будешь жить и вернёшься к Батьке Небесному в назначенный день и час. Значить сам строй свою жизнь, живи своим умом, и не жуй чужую жвачку.

Вторая ещё проще. «Каждый казак сам делает выбор в этой жизни, как ему жить, радоваться или горевать». А для примера наставники приводили притчу народную. Есть на Земле две Божие твари; пчёлка и муха. Прилетают они в райские сады небесные. Одна садится на одно, вторая на другое. Возвращаются обратно и у них спрашивают: как там, на небесах, в садах райских? И они честно рассказывают, что там всегда хорошо и всего много. Но для пчёлки это цветы и нектар, а для мухи… Ну вы сами догадались надеюсь. Вот и вы получили простой урок Спаса. На что ориентироваться в жизни, на позитив или на негатив. А дальше третья ИСТА.

В писании написано: «У кого есть тому прибавиться, а у кого нет - совсем отнимется». У казаков всегда было всего богато. И друзей, и амуниции. И не были казаки бедными. Правда, сейчас пока вижу обратное. Заблудились наши казаки, ориентиры пока ложные. Для того и пишу эти строки.

У Бога (Батьки Небесного по казачьи) всего много, да силой не возьмёшь. Тут надо науку казачью применить. Вот тут и Смага в помощь приспела.

Смага Огня стоит первой в ряде. Задача её - «пробудить» нас от спячки, в которой мы пребываем. Царь-огонь несёт свет, принося ясность туда, куда он приходит. Осознавание же вносит этот внутренний огонь в те дела, которыми мы занимаемся. В традиции Спаса осознавание называлось Царём, или Саром. Помните расхожую поговорку: «без царя в голове»? Спасовское понятие Царя неразрывно было связано с сердцем (не с головой), ибо здесь Душа сопряжена с телью особенно тесно. При сердечном устроении у казака «всё из главы вовнутрь сердца переходит», и некий «умный свет» озаряет его. При этом все его дела, слова, мысли будут с полным осознаванием и с полным вниманием. Так что же оно означает, это состояние? Целостность! К чему призывает нас и вера православная. Думающим, ищущим казакам даю подсказку: найдите наставление подвижника христианской церкви Симеона Нового Богослова о вопросе «сердечной молитвы»: «Если желаешь научиться тому, как следует сие делать… три вещи тебе следует соблюсти...». Далее по тексту все просто и понятно. Ищите, кому надо казаки, тогда это будет ваша победа.

Смага Воды – второй из поконов Спаса. Вообще же, вода для наших предков всегда была связана с чистотой. Вода – основа тех священных «омовений», которые предписываются уставами всех религий, и древних, и современных. Омовение и очищение тела (тели) это основная задача этого покона. Отладить тель, восстановить целостность организма, освободить от зажатостей, от мышечных напряжений и восстановить ток Жизни. Помните из сказок молочную реку и кисельные берега? Река должна бежать, берега должны держать. И этим всё сказано.

Вот тело выправлено и отлажено. Можно переходить к следующему своду Смаги. Это свод Земли. И его задача укорениться в статях – первоосновах мироздания. Сам казак, в воззрениях Спаса, является серёдкой этого мирового здания, или мировой хаты. Стать хозяином хаты и есть задача Смаги Земли.

Как вы уже поняли из того, что говорилось выше, Огню в Спасе соответствовало осознание, Воде – дыхание, Земле - тель или плоть. А вот Небу (воздуху) соответствовало движение. Сочетаясь в едином порыве тело, движение, дыхание и осознание творят чудо – происходит «всполох»! То есть рождается Сила Смаги. В этом и заключалась суть свода Земли. Но с этой силой ещё сладить надо. Ведь она, что конь норовистый. Помните, для наших сказок очень характерен образ коня. И особо любим конь у казаков.

А обуздать Силу – Коня позволяет свод Смаги Неба. Красный конь – это огненный конь. На иконах Георгия Победоносца конь часто изображается красным. Важное качество сказочного коня – он внешне не видим. Сказка нам доносит ИСТУ: «Не можно его в глаза видеть, но только на нём ездить». И здесь открывается ещё один важный образ. Сила зачастую нам не видна, и я вроде для самого себя тот же самый, но я уже другой! Поэтому на первый план выходит требование Спаса: знать Меру – это «по Божьи жить, правду его блюсти». Характерник же – это тот, кто меру знает, поэтому и «Богу причастен», чем и силён. Нельзя было жить просто накапливая силу. «Сила не удобоварима для тели» - говорили наставники. Поэтому силу реализовывали постоянно в движении. Игры, народные забавы, танцы. Всё это для того чтобы сделать проходящую через тело Силу «съедобной для нашего тела». Иначе сила начинает разрушать тело.

Вне этих сводов и одновременно внутри них находится свод Смаги ЛАДА. Свод Лада объединяет и уравнивает все остальные четыре свода и объединяет их через МИР, своеобразную среду, которой сам и является. Эта среда предками Ладом и прозывалась. Обучая Смаге, её сравнивали с прудом, в котором обитали четыре рыбины. Этот пруд их общий дом, и домом они едины. Соответственно, пруд – свод Лада, и четыре рыбины – это своды Огня, Воды, Земли и Неба.

Часто слышу вопрос: зачем возрождать Спас именно сейчас? Если он «сошёл со сцены», значит, так надо наверху? Совершенно верно задают вопрос казаки. Течение времени неумолимо. Ушёл старый мир – ушел с ним и Спас. Возродить его в современном мире невозможно, да и не нужно. Лишний он тут. Хороша ложка к обеду! Правда, вместе с тем миром ушла также и душа, а от Бога, от Батьки Небесного осталась только «обёртка».

Но уйти - не значит умереть. Ибо ничто не умирает. Спас и сейчас жив в старом мире, в сказаниях и преданиях хранителей казачьей науки. Вернётся старый мир – вернётся и Спас, вернётся с ним душа, и откроется дорога в Небеса! Поэтому возрождение казачьего Спаса есть всего лишь выбор мира, в котором мы хотим жить. И всё, что здесь было сказано, есть свод Лада, или мироустроение. Каждый делает выбор сам. Я выбираю Спас, а ты, казак?

Коротко ли, длинно, много ли, мало ли сказано мной о казачьем Спасе. То мной не ведомо. Ведомо вам казаки и читатели. Кт-то, прочтёт это и загорится внутри казака искра Батьки Небесного и подвигнет его на поиск смысла и предназначения в жизни. Кто-то, просто перевернёт страницу, прочитав очередную небылицу. Каждый сделает свой выбор, как те божьи твари, о которых говорилось выше. А дальше опять всё просто. Ищите и обрящете. Стучите и откроется вам. А у кого есть, тому прибавится, а кому не надо - вовсе отнимется. Ну а присказка в том, что вам есть у кого спросить. Здесь мы рядом.

Тут и рассказу про казачий Спас конец, кто всё понял - удалец–молодёц. А как вы хотели? Всё больше становится знающих и понимающих. Потому и казацкому роду, нет переводу. Для того и проводим семинары, не ради «тары-бары», разговоры и переговоры, а из уст в уста передать знания казачьей науки, правинки пластунского воспитания казакам донести. Ну, с Богом браты-казаки и дорогие наши читатели.

 

Сергей Машканцев,

Товарищ Верховного Атамана казаков Казахстана